Четыре года назад в Рязани начали устанавливать новые светодиодные фонари. Почти сразу появились жалобы от горожан: энергосберегающие светильники либо не работали, либо освещали исключительно пространство под собой.
Теперь на тротуарах даже в центре толком ничего не видно. Ещё больше проблем у водителей, которым крайне трудно разглядеть перебегающих дорогу пешеходов.
Почему же так вышло?
Желание сэкономить
Эта причина, пожалуй, главная. Из неё вытекают все остальные.
Более 16 тысяч светильников установили в Рязани по энергосервисному контракту — первому в России. Его суть в том, что исполнитель за свой счёт устанавливает фонари, а затем город в течение нескольких лет перечисляет ему средства, которые обычно тратил на оплату электроэнергии. Благодаря тому, что новые светильники потребляют меньше, исполнитель контракта отдаёт коммунальщикам уже меньшую сумму, а разницу оставляет себе, покрывая расходы.
Чем это выгодно городу? Он полностью обновляет уличное освещение, но при этом не тратясь на оборудование, а просто продолжая платить те же деньги, что раньше уходили на электричество.
Исполнителем контракта стало ООО «ГПБ-Энергоэффект», а оборудование поставляла рязанская компания «Новый свет» (NLCO). Соглашение рассчитано до 2021 года.
Для установки выбрали светодиодные светильники, производство которых есть в Рязани. Да, светодиоды очень долговечны и потребляют гораздо меньше энергии, чем другие типы ламп, но при этом чем качественнее светильник — тем он дороже, и ставить их в рамках энергосервисного контракта убыточно для его исполнителя. Поэтому начали экономить.
Неподходящее оборудование
Исполнитель попросил производителя уложиться в определённую сумму, с чем тот успешно справился. На большинстве улиц поставили фонари без рассеивающих линз, которые светят хорошо, но исключительно под собой. Такое оборудование походит для дворов, но никак не для оживлённых улиц.
В мэрии знали, на что способны новые светильники. Для проверки их установили на Новой улице и месяц тестировали. Результаты чиновников удовлетворили. Светильники формально соответствовали нормам как по средней освещённости, так и по яркости дорожного покрытия. К тому же они пришли на смену старым ртутным газоразрядным лампам (ДРЛ), которые уже довольно плохо светили, поэтому эффект от новых фонарей был заметен.
Под светильниками яркое пятно, а между ними — темнота. Глаз человека физически не успевает перестраиваться от яркого к тёмному участку, что напрягает зрение и не даёт адекватно оценивать дорожную обстановку, особенно в дождь.
А теперь посмотрим на другую улицу. Это «Дзержинка» с высокой интенсивностью движения, множеством перекрёстков и пешеходных переходов. Тут всё стало совсем печально. Светильники здесь на 30 ватт мощнее в сравнении с Новой, но и расстояние между опорами чуть больше, а полос уже четыре. В результате нормы не выполняются совсем.
Это стало заметно сразу, поскольку менялись светильники с лампами ДНаТ (дуговые натриевые газоразрядные лампы) , которые даже на сегодняшний день дают высокою светоотдачу и достойно соревнуются в эффективности с LED (светодиодные светильники). По сути, на тех участках, где были ДРЛ, ситуация улучшилась, а там, где работали ДнаТ, стала хуже.
Мы не знаем, как проходило проектирование, но рискнём предположить: чтобы попасть в нормы, при этом могли менять коэффициенты эксплуатации и «накручивать» характеристики — например, сокращать расстояния между опорами и высоту самих опор, повышая результаты освещённости на бумаге.
Несмотря на заявленную долговечность, фонари стали выходить из строя уже через считанные недели. Возможная причина — используемые блоки питания, которые не подходят для улицы с её осадками и перепадами температур. Плюс ломаются сами светодиоды, причём сразу рядами — «линейками». А для ремонта нужно уже не просто поменять лампу, как раньше, а полностью снять светильник вместе с блоком питания и отвезти на завод.
Ситуация с поломками доходила до абсурда. Светильник на улице Энгельса сломался почти сразу после установки и еле-еле тлел. Спустя примерно год, после жалоб жителей, ситуацию исправили таким способом — под тлеющий светодиод повесили старую добрую лампу ДНаТ. Ещё через некоторое время «инновационный» фонарь починили, но подменявшую его лампу снимать не стали. Так и светят они вдвоём. «Желтые» лампы ДНаТ стали возвращать и на большие улицы.
И ещё один важный нюанс. Обычно производитель даёт на светильники пятилетнюю гарантию. К концу энергосервисного контракта большинство светильников перейдут этот порог. И никто не гарантирует, что они не начнут массово выходить из строя.
Поздно спохватились
После массовых жалоб рязанцев власти попытались исправить ситуацию. Дирекция благоустройства города, которую раньше всё устраивало, подала в суд, предоставив заключение экспертизы: освещённость улиц не соответствует ГОСТу.
Суд дирекция проиграла. В пользу ответчика сработало то, что акт о приёмке работ был подписан без каких-либо претензий. Напоминаем, что оборудование тестировали в течение месяца на Новой и тогда представителей ДБГ ничто не смутило. Что же касается ГОСТа, то он вступил в силу уже после подписания контракта и обратной силы не имеет.
Свои пять копеек в эту историю вставили правоохранительные органы. В августе 2015-го следователи МВД возбудили уголовное дело о мошенничестве со стороны «Нового света». Утверждалось, что компания умышленно поставляла лампы с заниженными характеристиками, которые не соответствовали контракту. Ущерб оценили в 10 млн рублей. Дело никуда не продвинулось, уже три года о нём нет никакой новой информации.
После возбуждения дела Дирекция благоустройства города перестала платить по контракту. Объяснение было следующим (из материалов арбитражного суда): «Осуществление дальнейших расчётов по контракту может быть расценено как нанесение ещё большего ущерба бюджету города Рязани».
Только в этом году областной арбитражный суд рассмотрел четыре иска о взыскании денег с ДБГ. Три процесса ООО «ГПБ-Энергоэффект» выиграло, ещё один закончился примирением сторон. Кроме того, идёт пятый. При этом каждое проигранное дело забирает из городской казны пару десятков тысяч рублей в качестве пени за задолженность по выплате.
Продолжение следует
В начале октября мэрия заявила, что с ООО «ГПБ-Энергоэффект» договорились: компания оплатит замену около трёх с половиной тысяч нерабочих светильников и установку 1906 более мощных ламп на самых оживлённых улицах. Подрядчиком выступит некое ООО «Рось-Инжиниринг».
12 октября чиновники опубликовали сообщение, в котором утверждалось, что в городе уже начали менять неисправные светильники и ставить более мощные с линзами. К нему прилагался фотоотчёт.
Визуально на этих снимках нет ни одного светильника с линзами, предназначенного для освещения оживлённых дорог. В подобном исполнении, конечно, есть модели с линзой, но их конструкция вряд ли позволит создать нужное светораспределение. Искренне надеемся, что мы ошибаемся и на улицы ночной Рязани снова вернётся свет, по которому за последние годы все так успели соскучиться.