2 июля, Пермь – Возможность обеспечить долгосрочный приток инвестиций в сферу теплоснабжения муниципальных образований и гарантировать стабильность стоимости тепла для населения в рамках предельного уровня, не зависящего от затрат поставщиков, – ключевые выгоды новой модели теплоснабжения, которые назвали эксперты онлайн-конференции «Альтернативная котельная – эффективный механизм привлечения инвестиций».
Мероприятие организовано Российским энергетическим агентством Минэнерго России при участии Министерства энергетики Российской Федерации. С ключевыми докладами в нем выступили заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Георгий Попов, Министр тарифного регулирования и энергетики Пермского края Артем Балахнин, заместитель генерального директора по коммерции и развитию ПАО «Т Плюс» Александр Вилесов, директор по тарифообразованию ООО «СГК» Екатерина Степина, эксперты и представители других федеральных органов власти.
С приветственным словом к участникам обратился первый заместитель генерального директора РЭА Минэнерго России Иван Иванов. Он отметил, что формирование эффективных рынков теплоснабжения с приоритетом когенерации при соблюдении баланса интересов хозяйствующих субъектов и потребителей, а также в целом повышение надежности и эффективности теплосетевого комплекса сегодня является актуальной задачей в ряде регионов страны.
Обеспечить такую эффективность призвана модель теплоснабжения по методу «альтернативной котельной», предусмотренная Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 279-ФЗ. Добровольный переход муниципальных образований на новую систему начался в 2018 году. С тех пор количество внедривших ее населенных пунктов увеличилось до 23 – совокупный плановый объем инвестиций в их теплосетевой комплекс составляет более 150 млрд рублей. В проработке на текущий момент находятся заявки еще от 7 населенных пунктов с плановым объемом инвестиций 55 млрд рублей.
Интерес муниципальных образований к новой модели экономически обоснован – о выгодах перехода для них, теплоснабжающих организаций и потребителей рассказал Георгий Попов. Он отметил, что к общеэкономическим эффектам системы можно отнести привлечение инвестиций в теплоснабжающий комплекс страны в размере порядка 2,5 трлн рублей, дополнительный вклад в ВВП за счет развития смежных отраслей и импортозамещения, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений, а также снижение ежегодной нагрузки на бюджет по субсидированию отрасли теплоснабжения.
Представитель Минэнерго России подвел предварительные итоги внедрения модели в муниципальных образованиях. По его словам, инвестиционные обязательства единых теплоснабжающих организаций в уже отнесенных к новой модели населенных пунктах, составляют от 1 до 30 млрд рублей с инвестиционным периодом 5-15 лет. Среди основных направлений финансирования он назвал обновление основных производственных фондов, модернизацию теплосетевой инфраструктуры и мероприятия по повышению надежности. Благодаря этому в перспективе ожидается снижение аварийных ситуаций на источниках тепловой энергии и тепловых сетях в ценовых зонах теплоснабжения, увеличение доли выработки электроэнергии в комбинированном цикле, а также сокращение удельного расхода условного топлива при производстве тепловой энергии.
Участники дискуссии согласились с тем, что «альтернативная котельная» дает значительные выгоды. О положительном опыте перехода на новую модель и о технической модернизации муниципальных котельных и тепловых сетей в Алтайском и Красноярском краях рассказала Екатерина Степина. Эффекты, полученные в перешедших на новую модель муниципальных образованиях, стимулируют интерес других населенных пунктов. В июне 2021 г. на основании совместного обращения правительства Пермского края, администрации города и ПАО «Т Плюс» распоряжением Правительства Российской Федерации город Пермь отнесен к ценовой зоне теплоснабжения. Артем Балахнин и Александр Вилесов выступили с докладами о повышении эффективности и надежности системы теплоснабжения Пермского края в условиях новой системы. Для города объем инвестиций в модернизацию системы теплоснабжения в период 2021-2035 годов составит более 28 млрд рублей.
На основе положительного опыта в планах единых теплоснабжающих организаций – дальнейшая реализация крупных инвестиционных проектов в других населенных пунктах с использованием метода «альтернативной котельной».
Отдельным направлением дискуссии в ходе конференции стало обсуждение нововведений в законодательство – об этом рассказала заместитель руководителя Департамента развития региональных газовых рынков РЭА Минэнерго России Виктория Гребенник. Она обратила внимание на введение платы «по соглашению сторон» и другие изменения, стандартизированные ставки на подключение с 2021 года, новый порядок установления платы при льготном и опосредованном подключении, а также индивидуальные тарифы на подключение.
Также в ходе конференции обсуждались вопросы антимонопольного регулирования в сфере теплоснабжения. Более подробно об этом и других вопросах перехода к ценовым зонам теплоснабжения, развития цифровых технологий в деятельности теплоснабжающих организаций и управляющих компаний планируется обсудить 15 июля на онлайн-конференции РЭА Минэнерго России по теме: «Антимонопольное регулирование в сфере теплоснабжения. Вопросы ценообразования и цифровое будущее тарифного регулирования. Практика подключения к сетям теплоснабжения».