Об уроках последних лет рассуждает эксперт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Дмитрий Хомченко (по материалам круглого стола в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации 09 сентября 2016 г.)
В области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не достигнуты те цели, которые были определены несколько лет назад в качестве приоритетных и необходимых для развития данной сферы. Приходится констатировать, что на федеральном уровне не существует единой политики в сфере энергоэффективности, а происходящие процессы рассинхронизированы и с точки зрения постановки задач и контроля их выполнения, и с точки зрения организации и управления. Сегодня налицо неудовлетворенность сложившейся ситуацией как со стороны бизнеса, государственных и муниципальных заказчиков соответствующих проектов, так и со стороны органов государственной власти и экспертного сообщества.
«Сегодня речь идет о перезагрузке государственной политики энергоэффективности – новый уполномоченный орган, новая концепция, новая госпрограмма. Однако, чтобы не повторить прежних ошибок, необходимо разобрать пройденное и сделать выводы», — Дмитрий Хомченко.
Рассматривать политику энергосбережения и энергоэффективности необходимо по различным секторам – жилищная сфера, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, промышленность, бюджетная сфера, транспорт и так далее. И в каждой из этих сфер существуют свои нерешенные проблемы.
Жилищная сфера. Так, в жилищной сфере, с одной стороны, в последний год усилиями Минстроя России и профессионального сообщества сделано немало, но, например, по-прежнему нет требований по энергоэффективности при строительстве частных домов, хотя прирост ввода жилья на территории страны по оценкам экспертов Аналитического центра может составлять 50-55% от общего объема именно за счет частного домостроения. И несмотря на то, что по многоквартирным домам ситуация начала сдвигаться в лучшую сторону, пока остается множество нерешенных проблем по энергосбережению при эксплуатации жилого фонда, не решены вопросы рационального потребления энергетических ресурсов, начиная с пресловутого приборного учета и заканчивая обязательными мероприятиями по энергоэффективности в многоквартирных домах.
Регулируемые виды деятельности. Непростая ситуация с энергосбережением и эффективностью у организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Это касается и большой энергетики, и транспорта (распределения энергии), и коммунального комплекса в целом. Федеральный закон №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что все ресурсоснабжающие организации обязаны иметь программы энергосбережения, согласованные с органами регулирования, однако, это требование повсеместно не выполняется. Федеральная антимонопольная служба как новый регулятор в тарифной сфере, начинает проводить политику «тариф в обмен на улучшение», то есть рост тарифа увязывается с достигнутым улучшением инфраструктуры, повышением качества услуг, энергоэффективность опять не является приоритетом, и речь о ней не идет напрямую.
Энергетические аудиты. Казалось бы, наконец, хоть как-то заработала ГИС «Энергоэффективность», но заполняемые энергетические декларации по своему качеству недалеко ушли от бесконечно критикуемых энергетических паспортов. Данные, что уже введены в систему, не подлежат консолидации и анализу, поскольку нет лиц, отвечающих на уровне муниципалитета и региона за их качество и достоверность. Из представляемых деклараций нельзя сделать никаких выводов по отдельным зданиям, в то же время масса организаций энергоаудиторов осталось невостребованной и меняет сферу своей деятельности.
Из-за отсутствия единого подхода к решению возникающих проблем остаются без ответов важнейшие вопросы. Кто должен подтвердить класс энергоэффективности построенного дома? Надо ли использовать для этого энергоаудиторов либо нет? За счет средств застройщика либо иных средств необходимо проводить энергетическое обследование? В недавно утвержденном приказе Минстроя России № 399/пр об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов указано, что класс энергоэффективности дома надо подтверждать каждые 3-5 лет, но кто этим будет заниматься? Нужен ли нам аудит перед заключением энергосервисных контрактов, а главное, по завершению энергосберегающих мероприятий и по окончании энергосервисного контракта в целях верификации и подтверждения объемов полученной экономии?
Бюджетная сфера. Для бюджетной сферы в рамках так называемого «плана Дворковича», принятого в 2014 году, определенные шаги в 2015 и 2016 были предприняты, но, к сожалению, они опять не сложились в единую систему. Не принят целый ряд методических указаний и рекомендаций, предусмотренных планом, далеко не все законодательные и нормативные акты, указанные в нем, утверждены в установленном порядке, целый ряд докладов в Правительство Российской Федерации были подготовлены ответственными федеральными органами исполнительной власти крайне формально и не содержат необходимых предложений и рекомендаций по улучшению текущей ситуации по рассматриваемым в них вопросам. Самое главное – не произошло возникновения единого управляющего воздействия на процессы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере.
Промышленность. В целях повышения энергетической эффективности промышленности определённые усилия в последнее время начал принимать Минпромторг России, но, к сожалению, структуру управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности в промышленности до сегодняшнего момента также выстроить пока не удалось. Не говоря уже про сельское хозяйство.
Транспорт. С 1 сентября Россия обнулила таможенные пошлины на ввоз электромобилей, но по-прежнему не решены вопросы с сетью зарядных станций, со снижением стоимости парковки для таких автомобилей и с бесплатным проездом их по выделенным полосам в мегаполисах, с транспортным налогом. Слабо развивается система экологически чистого общественного транспорта в средних городах страны. То есть в данной сфере остается масса проблем, которые мешают решению поставленных задач.
Сохраняются нерешенные пока вопросы в возобновляемой энергетике, с конечным энергопотреблением в быту - прежде всего, с маркировкой бытовой техники и с соответствующими техническими регламентами, а также с требованиями к лампам накаливания и с иными аналогичными вопросами.
Однако, несмотря на указанные и ряд не указанных проблем и недостатков, процессы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации продолжают оставаться в фокусе государственной политики.
В мае 2016 на совещании у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворковича были рассмотрены отдельные вопросы дальнейшего развития сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности и в настоящий момент идет активная работа над реализацией сформированных поручений, содержащихся в итоговом протоколе совещания.
В частности, предусмотрена подготовка комплексного плана повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации, а также выработка механизма координации реализации государственной политики, тиражирование лучших практик, подготовка новой отдельной государственной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также рассматривается возможность организации проектного офиса как единой структуры, которая будет координировать все процессы в данной сфере.
Но, прежде чем переходить к конкретным шагам, планам мероприятий, дорожным картам, постановке прикладных задач в отдельных отраслях экономики и к реализации иных, безусловно важных и необходимых элементов системы, необходимо выработать и установить ключевые принципы построения государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на самом верхнем, системообразующем уровне. Определить ее цели и приоритеты, честные исходные данные и реально достижимые рубежи.
Тогда, и только тогда задуманные планы и задачи в данной сфере будут реализованы, а цели достигнуты в полном объеме. В противном случае, через несколько лет опять придется с сожалением констатировать, что не все получилось, как было задумано, и ссылаться при этом на множество объективных и субъективных причин, как мы делаем это сегодня.