Идейный вдохновитель и хозяйин форума, вице-президент и руководитель аппарата НОЭ Леонид Питерский, открывая форум, одной из актуальных задач назвал поиск координации между экспертным сообществом и органами власти, а также между различными ведомствами.
По итогам предыдущих форумов все 13 пунктов дорожной карты по энергоэффективности зданий, спроектированной на прошлогоднем форуме, отработаны до уровня утвержденных нормативных актов, разработаны 5 профстандартов в сфере энергоэффективности для строительной деятельности.
Открытие Форума
В конференц-зале на верхней тентовой палубе были произнесены приветствия и сделаны первые заявления.
Михаил Посохин, Президент НОПРИЗ сказал о видимом прогрессе в вопросах развития энергоэффективности при проектировании и назвал важнейшей задачей введение в практику рассмотрения проектов на протяжении жизненного цикла. Необходима разработка таких стройматериалов, чей срок службы будет синхронизирон (например, кирпича и утеплителя). Нельзя забывать и о глобальном тренде новых источников энергии.
Виталий Ковальчук, референт Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ, в чьих руках во многом межведомственная координация и множество инициатив в области госполитики энергоэффективности, актуальным вопросом назвал именно отработку системы взаимодействия.
Елена Николаева, руководитель Рабочей группы по энергоэффективности Экспертного совета при Правительстве РФ сообщила, что несмотря на различие интересов участников, жизнь показывает, что без качественного решения вопросов энергоэффективности мы остаемся за бортом конкуренции, за бортом истории. Это уже вопрос политического дискурса, а не экономического.
В рамках концепции Энергоэффективность 2.0 важен поиск глубинных мотиваторов для региональной и местной власти, предприятий.
Роман Куприн, Минпромторг России, остановился на вопросах увязки в рамках деятельности ведомства вопросов развития промышленности стройматериалов, обращения с отходами, экологии.
Мария Никитина, Минэкономики России, отметила, что важна и климатическая составляющая политики энергоэффективности, задача перехода к устойчивому развитию. Опубликованный ранее драфт Комплексного плана — видение министерства, сейчас его надо обсудить с экспертным сообщестовм, дальше с федеральными органами исполнительной власти.
Сергей Пугачев, НОСТРОЙ, обратил внимание, что в значительной части решения форумов реализуются. Уже утверждены профстандарты по энергоэффективности для строителей, стандарты в строительстве вводятся как обязательные, там освещены вопросы энергоэффективности и энергосбережения, применения энергоэффективных материалов. Это запустит в практическую плоскость инновационные материалы и технологии. Надо развивать полномочия национальных объединений. Уже выдают верификаты на материалы, создана лабораторная база, методическое обеспечение, что позволяет подтверждать заявленные производителем характеристики.
Леонид Питерский ударил в рынду, «Александр Радищев» отчалил от пирса, стартовал форум. Впереди была пленарная сессия и ряд профильных дискуссий.
Первый день Форума
В рамках Всероссийского форума «Энергоэффективная Россия» состоялось открытое заседание Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам повышения энергоэффективности (или, как ее для простоты называют, Рабочей группы «Энергоэффективность 2.0».
Руководитель Рабочей группы Елена Николаева отметила интересный опыт, полученный в рамках рабочей группы — при множестве примеров конструктивного взаимодействия и явной инвестиционной активности в области энергоэффективности на местах, пришлось столкнуться с не единичными случаями противодействия проектам со стороны региональных центров энергосбережения, даже в случае поддержки проектов со стороны глав регионов. В этом видна определенная закономерность — менее конструктивно общение идет там, где постоянный принцип финансирования подобных структур, и их доходы не изменяются в зависимости от успеха, количества и качества проектов.
В этой связи возникло предложение для дальнейшего обсуждения — увязать федеральное содействие с фактом софинансирования на уровне региона.
Основной тематикой для обсуждения стал проект Комплексного плана, разработаного Минэкономразвития России. Представитель министерства Мария Никитина готова была подробно остановиться на любом и каждом их его принципов и пунктов, однако в рамках этой встречи обсудить удалось один блок — организационной поддержки.
Во-первых, есть планы создать специальную комиссию либо иной рабочий орган при Правительстве РФ во главе с заместителем Председателя Правительства в качестве основного координатора всей госполитики энергоэффективности.
Следующее — переформатировать (перераспределить) полномочия федеральных органов исполнительной власти.
Отдельно — выстроить работу с регионами, в частности, наладить регулярные рабочие совещания (в формате опять же рабочей группы), причем большинство регионов уже дали свои кандидатуры. Таким образом будет налажено взаимодействие, информационное обеспечение, обмен опытом и тиражирование успешных практик.
"Мы стараемся это делать для тех, кому предстоит реализовывать проекты на местах", — сказала Мария Никитина.
Следующее направление в орг.блоке — информационное. На основе существующих нескольких систем и их данных Минэкономразвития подразумевает создать единую в области энергоэффективности, исключить дублирование информации и нагрузку на тех, кто ее предоставляет, сделать прозрачнее мониторинг и статистические данные.
Поскольку изначально смысл был в том, чтобы дать обратную связь на предложение МЭР, возник обмен мнениями. В частности, справедливо было отмечено, что установка приборов учета или ИТП не всегда дают экономию (и не должны), и в пропагандистской деятельности этого лукавства необходимо избегать. Бывают случаи, когда платеж возрастает, обычно это связано с повышением качества ресурса (например, обеспечение нормальной температуры в помещениях взамен недотопа, наблюдавшегося ранее).
Важно развивать образовательные программы для детей, и хотя это игра вдолгую, необходимо начинать как можно раньше.
Обязательно следует разделять в подходах отдельные типы потребителей — бюджетные организации, МКД, промышленность, каждый из них имеет свою специфику.
С сожалением отмечали откат в части возврата ОДН в платеж за коммунальные услуги, что резко снижает мотивацию к энергосбережению в домохозяйствах. Некоторые надежды связываются с внесенной недавно поправкой депутатов («поравка Качкаева»).
В целом сам Жилищный кодекс закладывает немотивирующую двоякость начисления — либо по показаниям приборов учета, либо по нормативам.
Коллеги ставили вопрос низкой платежной дисциплины, в частности, по энергосервисным контрактам, что снижает готовность инвесторов идти в них, портит экономические показатели проекта. Ирина Булгакова, руководитель РАЭСКО, привела факт — за полгода поисков удалось найти пять контрактов, по которым заказчики дисциплинированно платили в течение 3 месяцев подряд. Эту дисциплину необходимо так или иначе повышать, возможно, через создание некоей комиссии по разногласиям при энергосервисе.
Леонид Питерский, Виталий Ковальчук, Ирина Булгакова, Александр Гримитлин, Рашид Артиков, Александр Фадеев и другие эксперты высказали ряд интересных ремарок и предложений, удалось в непринужденной обстановке обсудить наболевшие вопросы и наметить план ближайших действий.
Второй день Форума
Второй день Третьего Всероссийского форума «Энергоэффективная Россия» целиком был посвящен вопросам реализации дорожной карты повышения энергоэффективности зданий.
На утренней сессии в дискуссии приняли участие представители Минстроя, Минэкономразвития, профессиональных объединений НОСТРОЙ и НОПРИЗ, НАМИКС, СРО19.
Мирное утро не предвещало, однако с первых реплик обозначились определенные противоречия, и модерирующему дискуссию — Леониду Юрьевичу Питерскому — пришлось приложить усилия для примирения участников. Спорили о проектировании, строительстве, а точнее, о стандартизации этих процессов. Так, с 1 июля 2018 года Градостроительный кодекс делает обязательными 140 стандартов, регламентирующих процесс строительства, что должно стать дополнительным механизмом обеспечения качества со стороны заказчиков.
Говорили о важности закладывать принципы энергоэффективности даже не при проектировании, а на этапе расчета технико-экономического обоснования — удорожание проекта на 1-2% за счет внедрения повышенной энергоэффективности дают значительный эффект на этапе эксплуатации здания.
Объединяющим стало понимание, что круг обсуждаемых вопросов сильно продвинулся за год — дорожная карта не просто разработана, принята и в значительной степени реализована, и сегодня идет речь об экономике мероприятий, методах стимулирования (назывались как предмет для обсуждения льготы по налогам и секьюритизация, например, выпуск облигаций).
Темой вечерней сессии стали вопросы энергосервиса в многоквартирных домах, ее провела руководитель РАЭСКО Ирина Александровна Булгакова. Она обратила внимание, что энергосервис — далеко не самый мощный инструмент реализации энергоэффективных мероприятий в МКД. Он более дорогой (в среднем 25% добавляются к цене мероприятий для прибыли ЭСКО и покрытия рисков проекта) и несет больше рисков для инвестора, его сложнее обсчитывать и реализовывать.
В целом, если мероприятия по энергоэффективности можно провести в рамках капитального ремонта, их предпочтительнее делать на этом этапе, а не в рамках энергосервиса. Кроме того, энергосервис, по опыту, позволяет реализовать порядка 40% возможных проектов, остальные остаются неокупаемыми в рамках этого механизма.
Представляющий Минстрой России Александр Фадеев для понимания назвал три механизма реализации энергоэффективных мероприятий на доме — за счет средств жильцов с включением стоимости в плату за жилищную услугу, в рамках капитального ремонта, а также путем реализации энергосервисного договора.
Александр Фадеев объявил также о том, что разработан проект поправок в Жилищный кодекс и ряд других документов в целях облегчения заключения и реализации энергосервиса в МКД.
Среди ключевых новшеств он назвал:
- внесение четкого определения энергосервиса в ЖК РФ и разрешение принимать решение о заключении договора на общем собрании простым большинством голосов;
- обязательность в этом случае производить расчеты по приборам учета;
- решение коллизии с платежами льготных категорий граждан в пользу ЭСКО;
- поправку в Федеральный закон №261-ФЗ, подразумевающую отдельный вид контракта — энергосервис в отношении общего имущества МКД, а также определенную защиту исполнителя от недобросовестности заказчика в части платежей.
Проект закона планируется внести в Госдуму либо уже в весеннюю, либо в начале осенней сессии.
Рассматриваются как важные и будут развиваться и другие механизмы финансирования — субсидии Фонда реформирования ЖКХ согласно новой редакции Постановления Правительства №18, дополнительные взносы собственников, в том числе в рамках капитального ремонта, возможно, и через другие процедуры, например, при закрытии систем теплоснабжения города.
Прозвучала также информация о разработке в недрах Минстроя и межведомственных совещания новой нормативной базы по оприбориванию — кто обязан ставить приборы учета, как это надо делать, в чьей собственности они, как должна собираться с них информация).
Коллеги из РосКапСтрой (Алексей Суров) и НОСТРОЙ (Надежда Прокопьева) говорили о том, как предстоит использовать утвержденные профстандарты.
Обсуждались также специфика и сложности процесса факторинга, вариантов юридического оформления договора, а следовательно, отражения финансовых обязательств в бухгалтерском учете, возможная секьюритизация (конвертация в ценные бумаги) энергосервисных проектов.
Мария Степанова от СРО19 поставила вопрос о необходимости достройки дорожной карты мультипликатором в виде экономических механизмов, чтобы создать спрос на энергоэффективные дома со стороны покупателей и арендаторов жилья. Для этого надо создать, с одной стороны, понятную систему определения и присвоения класса энергоэффективности зданий (в том числе посредством энергоаудита), а с другой — честной прозрачной системы монетизации достигнутого высокого класса.
Виталий Ковальчук озвучил задачу создания системы типовых розничных банковских кредитных продуктов для реализации энергоэффективных проектов, понятных и доступных, как сегодня стало привычным кредитование, например, покупки автомобиля.
На вопросах импортозамещения и поддержки отечественного производителя остановился Рашид Артиков. Оказывается, есть инициатива по созданию Ассоциации испытательных центров по электросетевому оборудованию. Вопросами импортозамещения в ТЭК занимается Российское энергетическое агентство. Речь зашла также о необходимости стандартизации для развития отечественных производств.
Третий день Форума
Третий день форума был отдан разработчикам технологий в области энергосбережения, а также подготовке проекта резолюции.
Как сообщил Леонид Питерский, к моменту завершения мероприятий форума резолюция уже содержала 42 пункта, а работа над ней еще не завершена.
Резолюция Форума будет разослана участникам Форума и размещена на сайте НОЭ.
Решения Форума будут направлены в органы исполнительной и законодательной власти.
По итогам мероприятия были вручены Сертификаты участника Форума.