Комитет Государственной Думы по энергетике обсудил дифференциацию тарифов на электроэнергию для населения, ее влияние на динамику перекрёстного субсидирования и рост тарифной нагрузки на граждан.
Расширенное заседание на эту тему прошло 29 мая 2024 года.
Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что увеличивающееся перекрестное субсидирование между населением и «прочими» потребителями является одной из ключевых проблем электроэнергетики. Оно негативно влияет на экономику и, при этом, не обеспечивает социальной справедливости, поскольку размер субсидии пропорционален потреблению электроэнергии, а обеспеченные домохозяйства потребляют больше домохозяйств с низким уровнем дохода.
«При этом очевидно, что субсидирование стоимости электроэнергии для населения – это инструмент обеспечения социальной справедливости, что необходимо для нашего общества с учетом уровня социального расслоения и бедности.
Государство работает над тем, чтобы вся система социальной поддержки работала более адресно и эффективно, это, касается и вопросов субсидирования электроэнергии для населения. Тот факт, что его плодами сегодня пользуются «серые» бизнесмены, прежде всего, нелегальные майнеры, а основная нагрузка перекрестного субсидирования ложится на честный региональный бизнес, включая сельхоз. производителей, и бюджетную сферу, является очевидно несправедливым», — заявил Павел Завальный.
С учетом сложившейся ситуации поиск механизмов снижения перекрестного субсидирования и повышения социальной справедливости при субсидировании стоимости электроэнергии для населения является актуальным и идет довольно давно.
Так, в 2013 году в отдельных субъектах Российской Федерации был запущен «пилотный проект» по внедрению социальной нормы потребления электроэнергии. При этом планировалось, что к 2014 году социальная норма потребления электрической энергии будет внедрена на всей территории страны. Однако в настоящее время социальная норма применяется только в 6 регионах – Забайкальском и Красноярском краях, Владимирской, Нижегородской, Орловской и Ростовской областях.
Сегодня идет трансформация подхода от социального нормирования к дифференциации тарифов на электроэнергию для населения в зависимости от объемов потребления. Соответствующие изменения в Основы ценообразования были внесены в 2021 году. Идет постоянное совершенствование нормативной базы по данной тематике, последние изменения в нее, направленные на стимулирование регионов к переходу на дифференцированные тарифы были приняты Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2023 года № 2281.
Установление дифференцированных тарифов, помимо сокращения перекрестного субсидирования, может способствовать сдерживанию роста тарифов для социально незащищенных слоев населения, развитию энергосбережения населением, решению проблемы потребления электроэнергии по тарифам для населения для небытовых нужд («серый майнинг»), а также стимулировать микрогенерацию на солнечных батареях в частном секторе.
Узнать больше
29.05.2024. Дифференцированные тарифы на электричество оказались бесполезными в большинстве регионов
27.12.2023. В ФАС разъяснили, зачем вводить в регионах дифференцированные тарифы
26.12.2023. Российские регионы обязали пересмотреть тарифы на электроэнергию
Начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев сообщил, что дифференцированные тарифы применялись в 2023 году лишь в нескольких регионах, в том числе, в г. Севастополь, Крыму, Луганской Народной Республике, Донецкой Народной Республике, Запорожской области, Херсонской области, Кемеровской области (Кузбассе). В 2024 году, по данным ФАС, дифференцированные тарифы введены суммарно в 70 регионах и городе Байконур (в отдельных регионах – со второго полугодия).
Предполагается, что с помощью использования механизма «тариф-объемом» каждый регион с учетом собственной специфики сможет ограничивать рост перекрестного субсидирования, как и нелегальный майнинг.
Но анализ принятых тарифно-балансовых решений показал, что они не воспользовались этим инструментом в должной мере, выбрав такие диапазоны дифференциации, которые фактически никак не сказываются на потребителях. Так минимальный порог первого диапазона установлен на уровне 70 кВт·ч/мес. (Луганская Народная Республика, Донецкая Народная Республика); максимальный порог первого диапазона установлен на уровне 25 000 кВт·ч/мес. (Иркутская область) – разница в 357 раз.
Такой существенный разброс установленных значений возникает из-за отсутствия правил определения параметров диапазонов потребления. Порог первого диапазона потребления в большинстве регионов установлен на уровне, существенно превышающем среднестатистическое электропотребление домохозяйства, что снижает эффективность дифференциации тарифов как способа борьбы с нелегальным майнингом и инструмента снижения перекрестного субсидирования. Более-менее разумно с этой точки зрения поступили лишь в нескольких регионах, например, ЛНР, ДНР, Калмыкии, Курской и Воронежской областях. А вот «пороги», которые установили власти Мурманской, Иркутской, Псковской областей, по определению никак не ущемляют нелегальных майнеров.
Поэтому необходима донастройка нормативной базы. Целесообразно доработать действующие Методические указания в части установления единого порядка расчета порога диапазонов потребления. На первом этапе речь должна идти о создании четких правил определения параметров диапазонов потребления, введении заградительных параметров. На втором этапе, после анализа практики применения дифференцированных тарифов, можно будет подобрать индивидуальные параметры для каждого региона с учетом природно-климатических условий, особенностей систем отопления (доли домов с электроотоплением), объемов перекрестного субсидирования, наличием дефицита мощности и так далее.
В ходе дискуссии члены Комитета обратили внимание ФАС на то, что решения, принимаемые для снижения перекрестного субсидирования и ограничения нецелевого потребления электроэнергии по субсидируемым тарифам, не должны привести к росту тарифной нагрузки для большинства граждан, чьи домохозяйства укладываются в рамки среднестатистического потребления.
По данным Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, в Российской Федерации в 2022 году зарегистрировано 66 061 419 домовладений, объем электропотребления населением за тот же период составил 163 424,1 млн. кВт·ч, таким образом, электропотребление среднестатистического домовладения составляет около 2 500 кВт·ч в год или 206 кВт·ч в месяц.
Комитет будет рекомендовать Федеральной антимонопольной службе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработать единый порядок расчета порогов диапазонов потребления, в том числе с учетом климатических особенностей региона, структуры потребления электрической энергии домохозяйствами (наличие электрического отопления, использования электроплит и т.д); а также единый порядок темпов прироста тарифов при переходе из одного диапазона в другой диапазон потребления.
Комитету Государственной Думы по энергетике совместно с ФАС России, Минэнерго России, Минстроем России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации организовать работу по анализу правоприменения механизма дифференциации тарифов для населения и приравненным к нему категориям потребителей и его влияния на снижение перекрестного субсидирования и сокращение деятельности «серого» майнинга, а также по выработке предложений по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации.