До 2025 года 7 тысяч особо опасных российских предприятий должны получить комплексные экологические разрешения (КЭР).
КЭР – новый для российской промышленности и природоохранного законодательства документ. Он содержит природоохранные требования и нормативы, установленные для контроля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты первой категории опасности. К ним отнесены крупнейшие нефте- и газодобывающие компании, включая переработку природного газа, производство нефтепродуктов, химических веществ и кокса, другие добывающие и перерабатывающие, а также электрогенерирующие и металлургические предприятия.
Больше всего в числе предприятий с установленными на них объектами первой категории, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, пришлось в России на агропромышленный комплекс страны. В первую категорию попали крупные предприятия, занимающиеся разведением сельскохозяйственной птицы и свиней, производством пищевых продуктов, включая мясо, мясопродукты, растительные и животные масла, продукцию из картофеля и других овощей, фруктов, молочной продукции.
Первые два десятка
По информации начальника отдела охраны атмосферного воздуха Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Ольги Подгурской, уже в 2019 году документацию для подготовки первых комплексных экологических разрешений должны предоставить порядка двух десятков российских предприятий с объектами первой категории. До конца 2022 года такие обязательства возникнут еще у 300 хозяйствующих субъектов, суммарный вклад которых в общий объем выбросов и сбросов загрязняющих веществ в России составляет более 60 %, а до конца 2025 года разрешения должны получить 7 тысяч промышленных предприятий. Получив КЭР, все они до 2029 года оснастят объекты с опасными выбросами системами автоматического контроля.
Законодательная какофония
По мнению научного руководителя Автономной некоммерческой организации «Равноправие», члена экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Натальи Соколовой, регулирование в этой области во многом несправедливо, его нужно корректировать.
– Почти все предприятия агропромышленного комплекса вошли в первую категорию: из 7 тыс. примерно 1,6 тысячи представляют АПК. Тогда как вся атомная промышленность, новые нефтяные объекты и многие предприятия, занимающиеся отходами, отнесены ко второй. Уже сейчас в пилотном режиме 300 российских предприятий должны подать документацию на получение КЭР, среди которых выделяются нефтегазовые предприятия и ТЭЦ. Разрешения будут выданы им до 2022 года, и затем в течение четырех лет они должны установить автоматические системы учета на объектах с выбросами, – отметила Соколова.
В целом, по ее информации, переход на наилучшие доступные технологии (НДТ) может растянуться вплоть до 2032 года. Комплексные экологические разрешения будут выдаваться на каждый из опасных объектов, действующих на предприятиях. По информации эксперта, бывшего руководителя Росприроднадзора, в конце 2018 года в России внесены изменения в регулирование обращения с отходами, позволяющие вновь открыть уже закрытые объекты свалок через процедуры их легализации. Таких объектов, подлежащих легализации, насчитывается в стране порядка 6 тысяч, а изменения, внесенные в законодательство, позволят им и дальше, по словам Соколовой, загрязнять окружающую среду.
– В сфере отходов в России четыре национальных проекта, самый дорогой (на 2,5 трлн рублей) касается НДТ. За чей счет? 90 % национального проекта «Экология» будет профинансировано за счет предприятий, – рассказала Наталья Соколова. Однако предприниматели могут получить от государства финансирование их собственных программ природоохранной деятельности.
По словам эксперта комитета РСПП по экологии и природопользованию Натальи Синьковой, сложилась «законодательная какофония» в области государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Эксперт отметила отсутствие достоверных результатов лабораторного производственного контроля атмосферного воздуха. Сами предприятия, согласно оценке Синьковой, надзирают за своими выбросами, тогда как государственный мониторинг недостаточен. Результатом сложившейся системы по загрязнению воздуха стала ситуация, в условиях которой предприятиям дешевле платить штрафы, чем предотвращать выбросы и не допускать загрязнения.
Право на воздух
По данным Минприроды, 500 млрд рублей направят на реализацию федерального проекта «Чистый воздух» в 12 городах России. Из них 400 млрд рублей должны быть обеспечены промышленными предприятиями, работающими в этих городах, которые будут обязаны провести модернизацию мощностей, оказывающих негативное воздействие.
Еще 100 млрд рублей будут направлены на проведение мониторинга и оздоровление окружающей среды федеральными и региональными властями.
Федеральный проект «Чистый воздух» входит в национальный проект «Экология», утвержденный указом президента РФ в мае 2018 года. Выполнение мероприятий проекта позволит к 2024 году снизить объем вредных выбросов в атмосферный воздух в Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите на 22 % в сравнении с 2017 годом.
Именно в этих городах предполагается кардинально изменить ситуацию с загрязнением окружающей среды, согласно принятым на законодательном уровне документам.
Комплексные планы
В период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года в этих промышленных центрах России проводится эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ на основе сводных расчетов загрязнения воздуха. По словам начальника отдела охраны атмосферного воздуха Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Ольги Подгурской, для всех этих городов утверждены комплексные планы, нацеленные на кардинальное изменение ситуации с выбросами со стороны промышленных предприятий, энергетики, автотранспорта и частного сектора. Предполагаются меры по озеленению и благоустройству городов, а также усиление мероприятий по мониторингу загрязнения. По информации министерства, эти планы охватят территорию, на которой проживает 6,4 млн человек.
Перечень веществ
Среди других законодательных новаций представительница министерства также отметила сокращение числа контролируемых со стороны государства химических веществ, выбрасываемых промышленными предприятиями. Ранее нормативное регулирование действовало в отношении порядка 2 тыс. наименований. Кроме того, в последние годы наблюдался рост перечня выбрасываемых химических веществ.
Поскольку наблюдать за таким количеством оказалось невозможно, на законодательном уровне число подконтрольных загрязняющих веществ было ограничено 168 по воздуху, 160 по воде и всего лишь несколькими – в почве.
Затем в связи с загрязнением портовых городов угольной пылью новый перечень контролируемых веществ был дополнен.
В Минприроды отметили «хищнические методы» перегрузки угля в портах России. На фоне востребованности российского угля на мировых рынках, прежде всего в Китае, через морские экспортные терминалы в РФ, по словам Подгурской, пошла масштабная перегрузка угля без соблюдения каких‑либо норм и правил. От Минприроды потребовалось принятие целого ряда мер по изменению нормативов с целью решения этой проблемы. По словам Ольги Подгурской, первые меры по регулированию промышленных выбросов в Европе были тоже мягкими, жесткие требования вводились лишь постепенно.
– Невозможно осуществить революцию в этой области по всей стране за один день. Невозможно заставить перейти все предприятия на лучшие европейские технологии за короткий срок. Если в угольной отрасли заставить модернизировать хотя бы 20‑25 % предприятий в ближайшие 5‑10 лет, это уже будет хорошо. Но в России есть города, особенно в ее сибирской части, куда во время войны эвакуировали многие предприятия из европейской части Советского Союза, в то время, когда было не до окружающей среды. Сейчас в этих городах жить невозможно. Для них распоряжением президента РФ предписан особый порядок, поскольку в них даже при достижении технологических нормативов выбросов жить нельзя. В Европе ужесточение экологических норм проходило постепенно. Но я не знаю, как эти меры приживутся на нашей почве: Наполеон не прошел, Гитлер не прошел, а это,… – отметила Подгурская.
По информации Минприроды, в стране есть регионы, где сконцентрировано несколько промышленных предприятий, например в Щелокове, если даже все они будут выполнять предписанные нормы и технологические требования, ситуация в целом останется нежизнеспособной.