С 1 июля 2020 года в России должны начать менять устаревшие электросчетчики на интеллектуальные системы учета.
В соответствии с ФЗ № 522 замена приборов учета потребителей при истечении межповерочного интервала, срока эксплуатации или неисправности будет производиться гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями.
О том, как к этому переходу готовятся в регионах РФ, журналист «ЭПР» узнал у директора Ханты-Мансийского муниципального предприятия «Городские электрические сети» Владимира Ушакова.
– В окружной столице гарантирующий поставщик – муниципальное предприятие «Городские электрические сети» будет ответственно за учет в многоквартирных домах, а сетевая организация – муниципальное предприятие «Ханты-Мансийские городские электрические сети» на всех остальных объектах электроэнергетики на «подведомственных» им сетях. Вообще, Ханты-Мансийск – очень нестандартный город: все технологии, которые применяются в России, мы стараемся опробовать у себя. Поэтому интеллектуальные приборы учета начали активно применять уже с 2006 года. В те времена эти технологии только начали развиваться, не имея достаточного опыта, мы пошли по пути технологии передачи данных по PLC-технологии, то есть – по существующим электрическим сетям, на промышленной частоте.
В период с 2006 по 2019 год было установлено более 32 000 интеллектуальных приборов учета. За годы использования практика показала, что порядка 10 % приборов учета, передающих пакеты измерений по промышленной частоте, не передают показания в автоматическом режиме по причине возникновения помех в сетях электроснабжения. Иными словами, чем больше потребители осваивают энергосберегающие технологии – светодиодные светильники, различную бытовую технику, – тем больше регистрируется помех в электросети. Увидев такие проблемы, производители приборов учета усовершенствовали технологию передачи данных, уйдя с промышленной на более высокую частоту, исключив влияние помех. Мы же в свою очередь начали внедрять и другие технологии передачи данных. На сегодняшний день нашей организацией тестируются интеллектуальные приборы учета производства НПО «Мир», г. Омск (применяемая технология PLC+ZigBee), приборы учета производства компании «Смартико» и «Вега» (технология передачи данных LoRaWAN), приборы учета компании «Энергомера» (GSM технология). На сегодняшний день в Ханты-Мансийске уже более 60 % интеллектуальных приборов учета обладают возможностью автоматической передачи данных, функциями контроля уровня напряжений согласно ГОСТ, возможностью записи аварийных событий и дистанционного отключения мощности.
– Как сами потребители принимают такие инновации, есть ли проблемы, связанные с установкой «умных» счетчиков и способствуют ли такие приборы учета улучшению платежной дисциплины?
– Проблемы, конечно, есть. Интеллектуальные приборы учета на порядок дороже, чем прежние однотарифные счетчики. Счетчики приобретаются потребителями за свой счет. Поэтому многие потребители, особенно социально не защищенные слои населения, такие, как пенсионеры, не желают приобретать внедряемые нами электросчетчики. На сегодняшний день у нас нет оснований запретить потребителю устанавливать электросчетчики, которые есть в продаже в специализированных магазинах и которые отвечают требованиям законодательства. Изменения законодательства позволят нам решить эти проблемы и довести процент «умных счетчиков» до максимального значения. Готовясь к изменениям законодательства, мы начали сами устанавливать «умные счетчики» при приобретении приборов, внедряемых нашей организацией, услуги по замене не взимаются, сервисное и гарантийное обслуживание бесплатное, гарантия на электросчетчики не менее 5 лет. «Умные» приборы учета производят замеры текущего потребления энергии и передают показания в энергокомпанию в автоматическом режиме без участия владельца квартиры или дома, подают сигнал об аварии в сети, о несанкционированном вмешательстве, позволяют в режиме реального времени через личный кабинет отслеживать свое потребление.
Интеллектуальные счетчики, безусловно, способствуют улучшению платежной дисциплины. После установки первых нескольких тысяч счетчиков мы ощутили изменения: после того как потребитель задержал оплату, мы уведомляем его в определенные законодательством сроки и по истечении этого срока производим ограничение в автоматическом режиме. Стоит также отметить, что инновационные счетчики сокращают количество споров и разногласий между потребителями, сбытовыми и сетевыми компаниями, минимизируют потери. Установка новых приборов учета практически исключает хищение электроэнергии, а значит, повышает надежность и качество электроснабжения потребителей.