Опубликована Резолюция IX Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия»

По итогам IX Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия» подготовлена Резолюция, решения которой направлены на совершенствование законодательного и нормативно-технического регулирования в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности и смежных областях.

Резолюция включает следующие положения, приведенные ниже.

РЕЗОЛЮЦИЯ
IX Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия»

I. В части организационного обеспечения политики повышения энергетической эффективности, а также вопросов изменения климата

1.1. Продолжить совершенствование нормативной правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с целью создания дополнительных стимулов к повышению энергетической эффективности российской экономики.

1.2. Предложить Президенту РФ рассмотреть возможность включить в показатели оценки работы глав субъектов и муниципалитетов результаты повышения энергоэффективности учреждений бюджетной сферы и сферы ЖКХ на основании комплексной оценки, разработанной Правительством РФ.

1.3. Поддержать Минэкономразвития России в доработке паспорта Комплексной государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» до 2035 года в части увязки со Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, а также с учетом поручения Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 г. № Пр-616 о необходимости утверждения комплекса мер, направленных на повышение энергетической эффективности отраслей экономики, прежде всего в жилищном, промышленном и инфраструктурном строительстве.

1.4. Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями: - дополнить систему рейтинга глав субъектов Российской Федерации показателями повышения энергетической эффективности ВРП;

  • сформировать и распространить разъяснения по применению системы рейтинга уровня энергоэффективности субъектов Российской Федерации;
  • проработать механизм стимулирования реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности предприятий, в том числе, в части модернизации систем освещения промышленных предприятий;
  • проработать механизм сохранения лимитов финансирования государственного (муниципального) учреждения при уменьшении объемов потребления в результате реализации программ энергосбережения (сохранение экономии и возможность ее перераспределения на уставные нужды учреждения);
  • проработать механизм сохранения экономии регулируемых организаций, полученной в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, даже если такие мероприятия финансировались за счет тарифов и (или) бюджетных средств;
  • доработать ГИС «Энергоэффективность» в части интеграции (в целях исключения дублирования) данных об энергоэффективности, содержащихся в информационных системах (включая ГИС ЖКХ, АИС «Реформа ЖКХ», ЕИСЖС, ГИС «Энергоэффективность», региональные ГИС).

1.5. Поддержать реализуемую Минэкономразвития России деятельность в области климатической политики, включая:

  • формирование плана мероприятий (операционного плана) реализации социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050;
  • формирования системы углеродного регулирования на территории Российской Федерации, включая уточнение источников выбросов парниковых газов (каждая производственная установка) в рамках обязательной отчетности, а также повышения открытости информации о российских климатических проектах в реестре углеродных единиц;
  • развитие международного сотрудничества по вопросам углеродного регулирования и признания российских подходов, а также иных вопросов охраны окружающей среды на таких площадках, как ЕЭК ООН, БРИКС, ШОС, странах СНГ, Азиатско-Тихоокеанского, Латиноамериканского, Ближневосточного и Африканского регионов;
  • обеспечение регулирования вопросов адаптации отраслей экономики к последствиям изменения климата.

1.6. Рекомендовать Комитету Государственной Думы по энергетике проработать вопрос возможности закрепления полномочий региональных центров энергосбережения в рамках Федерального закона от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по организационно-методическому обеспечению энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе: разработка и актуализация проектов нормативных правовых актов, программ и мероприятий, проведение информационно-просветительской и образовательной деятельности, разработка методических материалов и рекомендаций, обеспечение функционирования и сопровождение информационных систем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также реализация «пилотных» проектов внедрения энергосберегающих технологий.

1.7. Рекомендовать отраслевым ассоциациям в сфере проектирования и строительства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также смежных областях провести корректировку планов адаптации отраслей к изменениям климата, предусматривающих при необходимости мероприятия по переориентированию основных направлений развития отрасли ввиду возможных положительных последствий изменения климата.

II. В части стимулирования использования энергоэффективных товаров, внедрения и эксплуатации энергоэффективных объектов и технологий, наилучших доступных технологий, а также «зеленых» технологий

2.1. Техническому комитету по стандартизации ТК 039 «Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Энергоменеджмент» продолжить работу по актуализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. № 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2021 г. № 305 «Об утверждении Правил проведения актуализации перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, и критериев соответствия объектов и технологий объектам и технологиям высокой энергетической эффективности», в том числе рассмотреть возможность расширения перечня таких технологий системами освещения высокой энергетической эффективности и комплексов оборудования, предназначенных для закрытия систем теплоснабжения (горячего водоснабжения). Проработать возможность распространения налоговых преференций на приобретения объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности.

2.2. Разработать меры стимулирования использования организациями топливно-энергетического комплекса наилучших доступных технологий (НДТ), включая разработку и применение соответствующих справочников и реестров НДТ, в целях технического и экологического регулирования, а также приобретения энергоэффективного оборудования.

2.3. НОЭ совместно с Минпромторгом России и Минэкономразвития России рассмотреть возможность единого цифрового каталога (реестра) товаров по классу энергоэффективности и углеродному следу, на основании которого провести актуализацию постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2.4. Рекомендовать Минпромторгу России и Минэкономразвития России рассмотреть возможность взаимодействия с СНГ, в том числе, через Исполнительный комитет СНГ, по обмену опытом, знанием, технологиями и оборудованием, способствующим энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также декарбонизации национальных энергетических систем.

2.5. Поддержать Минэнерго России в части формирования и реализации государственной политики по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов V класса опасности.

2.6. Рекомендовать Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть возможность отнесения технологических процессов, технических способов и методов использования золошлаковых отходов к перечням наилучших доступных технологий.

2.7. Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с АРВИС:

  • проработать возможность использования золошлаковых отходов ТЭС в климатических проектах, позволяющих сократить объем выбросов парниковых газов за счет использования золошлаковых отходов в качестве альтернативного традиционного сырья;
  • проработать механизм верификации указанных климатических проектов и возможность включения соответствующей методологии в реестр углеродных единиц.

2.8. Предусмотреть возможность оказания дополнительных мер поддержки для отечественных производителей энергоэффективного оборудования в рамках государственного (муниципального) заказа.

2.9. Рассмотреть возможность разработки стимулирующих мер для розничных потребителей энергоэффективного оборудования.

2.10. Оценить целесообразность и возможность синхронизации нормативных правовых актов и документов стандартизации, регламентирующих классификационные признаки энергоэффективного оборудования, зданий, сооружений и технологий.

III. В части стимулирования повышения энергетической эффективности в секторе зданий, строений, сооружений, развития «зеленого строительства», а также цифровизации строительной отрасли и жилого сектора

3.1. Внести изменения в действующее законодательство в части присвоения классов энергетической эффективности зданиям, строениям, сооружениям, не относящимся к многоквартирным и жилым домам.

3.2. Обеспечить совершенствование подходов к определению классов энергоэффективности для зданий, строений, сооружений, включая:

  • разработку и внедрение методики и порядка оценки целевых уровней энергоэффективности зданий (методом бенчмаркинга);
  • установление системы определения класса энергической эффективности зданий и сооружений (за исключением многоквартирных и жилых домов);
  • актуализацию подходов к определению базовых удельных расходов энергии, используемых для определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.

3.3. Обеспечить стимулирование строительства новых зданий с повышенными характеристиками энергетической эффективности, путем установления запрета на строительство многоквартирных домов, административных и общественных зданий с низкой энергетической эффективностью, расширения первоочередных требований к характеристикам энергетической эффективности зданий, строений и сооружений.

3.4. Рекомендовать Минстрою России совместно с профессиональным сообществом (НОЭ, НООПРИЗ) разработать каталог проектов повторного использования, обеспечивающих высокий уровень энергоэффективности вновь построенных зданий и сооружений.

3.5.Обеспечить стимулирование повышения энергетической эффективности зданий, находящихся в государственной и муниципальной собственности по результатам их капитального ремонта путем разработки типового набора энергосберегающих мероприятий для государственных (муниципальных) учреждений и упрощения конкурсных процедур по заключению энергосервисных контрактов.

3.6.Обеспечить совершенствование системы государственной поддержки энергоэффективного строительства, включая механизмы финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на переселение из аварийных фондов, долгосрочных инструментов финансирования и мер налогового стимулирования, а также путем совершенствования порядка софинансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов с повышением их энергетической эффективности и повышении энергетической эффективности строящихся объектов в рамках комплексного развития территорий.

3.7. Расширить государственную поддержку в рамках государственной программы льготного кредитования на приобретение жилья от застройщика в многоквартирных домах высокого класса энергетической эффективности.

3.8. Предусмотреть указание в едином платежном документе за коммунальные услуги и (или) в личном кабинете единого портала государственных услуг данных о классе энергетической эффективности МКД, в отношении жилого помещения которого гражданин осуществляет платежи за коммунальные услуги, о среднегодовой сумме платежа, а также информации о проценте МКД с высоким классом энергетической эффективности в районе проживания гражданина с указанием среднегодовых значений платежей в сопоставимых жилых помещениях и, при наличии, информации о повышении класса энергетической эффективности после проведения энергоэффективного капитального ремонта МКД.

3.9. Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

  • утвердить перечень критериев, при которых обязательно проведение инструментальных контрольно-измерительных мероприятий (энергообследований) при определении классов энергоэффективности зданий. Законодательно закрепить применения информационной модели здания при определении параметров потребления ресурсов на этапе проектирования;
  • утвердить перечень технологий и оборудования («чек-листов»), соответствующих классам энергоэффективности (от минимального перечня, соответствующего низким классам, до расширенного, соответствующего высоким), проверка вводимых зданий на предмет соответствия им при определении классов энергоэффективности;
  • утвердить порядок проведения энергообследований при определении классов энергоэффективности здания при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, сочетающего инструментальные обследования, технологии имитационного моделирования, проверку указанных выше «чек-листов»;
  • утвердить формы декларации, представляемой в органы государственного жилищного надзора в целях подтверждения класса энергетической эффективности зданий, строений и сооружений на этапе последующей эксплуатации.

3.10. Создать постоянно действующую программу стимулирования собственников к проведению энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов.

3.11. Правительству РФ инициировать продолжение программы финансовой поддержки проведения энергоэффективного капитального ремонта в многоквартирных домах, внеся соответствующие изменения в Постановление Правительства №18 от 17 января 2017 года «Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов». В том числе, передать функции оператора данной программы ППК «Фонд развития территорий».

3.12. Выступить с инициативой о реализации мероприятий по проведению энергоэффективного капитального ремонта в МКД за счет местных и региональных бюджетов при условии предоставления данных средств на возвратной основе.

3.13. Проработать вопрос предоставления льгот (субсидий) за ЖКУ на размер дополнительного взноса на капитальный ремонт, направленного на финансирование энергосервисных мероприятий.

3.14. Рекомендовать внедрение в строительном и жилом секторах умных «цифровых» элементов управления зданием, строение, сооружением с учетом требований стандартов «зеленого» строительства.

3.15. Обеспечить создание и тиражирование каталога наилучших и типовых решений по «зеленому» строительству, включая решений в отношении зданий, строений, сооружений, прошедших капитальный ремонт.

3.16. Ввести обязанность установки индивидуальных приборов учета потребления энергетических ресурсов и воды, оснащенных системами дистанционного сбора показателей, в многоквартирных домах. Утвердить технические требования к интеллектуальным приборам учета и системам дистанционного сбора показателей.

3.17. Запретить проектирование и строительство многоквартирных домов без автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления энергетических ресурсов и воды в многоквартирных домах, включающих общедомовые и индивидуальные приборы учета потребления энергетических ресурсов.

3.18. Совершенствовать порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием приборов учета в многоквартирных и жилых домах, подключенных к централизованным системам отопления.

3.19. Разработать методические рекомендации по установлению целевых уровней энергопотребления многоквартирных домов после проведения капитального ремонта.

3.20. Разработать методические рекомендации по определению целесообразности установки автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов и автоматизированных узлов управления отоплением.

3.21. Рекомендовать Минстрою России и органам власти субъектов Российской Федерации с учетом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях активизировать работу по представлению и включению в ГИС ЖКХ информации об оснащенности приборами учета, о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан, об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние, а также о нормативах потребления коммунальных услуг.

3.22. Рекомендовать Комитету Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Комитету Государственной Думы по энергетике:

  • поддержать развитие направления «зеленое» строительство, внедрение которого будет способствовать достижению Российской Федерацией обязательств по сокращению выбросов парниковых газов путем внедрения системы замкнутого цикла, сокращения энергопотребления и сокращению углеродного следа;
  • поддержать цифровизацию и (или) имплементацию элементов цифрового управления в строительном и жилом секторах с учетом требований стандартов «зеленого» строительства, что будет способствовать оптимизации затрат на всех этапах от проектирования до эксплуатации зданий, строений и сооружений;
  • рассмотреть возможные императивные и стимулирующие механизмы «зеленого» строительства, в том числе, в рамках механизма «зеленого» финансирования.

IV. В части стимулирования развития финансовых инструментов поддержки повышения энергетической эффективности

4.1. В целях комплексного стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в энергоемких отраслях экономики внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части передачи полномочий по установлению соответствующих льгот по налогу на имущество организаций с уровня субъектов Российской Федерации на федеральный уровень.

4.2. Предусмотреть возможность введения системы налогов или штрафов для юридических лиц за неэффективное использование энергоресурсов в различных отраслях.

4.3. Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с Минстроем России, НОЭ и РАЭСКО разработать изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения расширения возможностей использования механизма концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве для реализации проектов по повышению энергетической эффективности в системах освещения и теплоснабжения, в том числе возможностей заключения и исполнения концессионных соглашений, направленных на переход от открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) к закрытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения).

4.4. Совместно с финансовым сообществом продолжить разработку системных мер, направленных на снижение рисков кредитования и рефинансирования проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая кредитование и рефинансирования энергосервисных компаний и проектов, в том числе реализуемых в рамках региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов.

4.5. Рекомендовать Правительству РФ совместно с Государственной думой РФ, экспертным сообществом (НОЭ и РАЭСКО):

Обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования Российской Федерации в части развития энергосервиса и иных форм инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в следующих сферах:

а) в бюджетной сфере по следующим направлениям:

  • расширение возможностей реализации проектов по модернизации источников теплоснабжения и использования систем искусственного интеллекта;
  • учет особенностей энергосервисных договоров (контрактов) при реализации предусмотренных законодательством способов закупок;
  • учет особенностей заключения лизинговых договоров (контрактов) в целях реализации проектов энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • создание дополнительных условий для обеспечения идентификации, мониторинга заключения и исполнения энергосервисных договоров (контрактов);
  • учет особенностей энергосервисных договоров (контрактов) при оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • совершенствование методологии и программно-технических средств единой информационной системы в сфере закупок в части учета энергосервисных договоров (контрактов);
  • обеспечение доработки программно-технических средств электронных торговых площадок в целях исключения барьеров для осуществления закупок энергосервисных услуг;
  • разработка методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации следующих мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности: - мероприятия по повышению энергетической эффективности систем внутреннего и наружного освещения; - мероприятия по повышению энергетической эффективности использования электродвигателей, в том числе в составе технологических комплексов (насосных, компрессорных и прочих); - мероприятия по повышению энергетической эффективности объектов теплоснабжения, систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха зданий, строений и сооружений; - мероприятия по повышению энергетической эффективности объектов электроэнергетики; - мероприятия по повышению энергетической эффективности оборудования для пищеприготовления;

б) в жилищном фонде по следующим направлениям:

  • создание дополнительных условий для реализации региональными операторами капитального ремонта проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе на условиях энергосервисных договоров (контрактов);
  • установление порядка заключения энергосервисных договоров (контрактов) региональными операторами капитального ремонта;
  • разработка и утверждение Правил предоставления субсидии из федерального бюджета для предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на проведение энергосберегающих мероприятий в многоквартирных домах;

в) в коммунальном хозяйстве и иных системах инженерно-технического обеспечения по следующим направлениям:

  • стимулирование деятельности по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в системах инженерно-технического обеспечения;
  • обеспечение верификации достигаемого эффекта от повышения энергетической эффективности при реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • создание дополнительных условий для реализации проектов в системах освещения и системах теплоснабжения, а также иных проектов, связанных с повышением энергетической эффективности объектов концессионных соглашений;

г) в промышленности:

  • унификация критериев проектов устойчивого развития и критериев для применения налоговых мер поддержки проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • уточнение мер стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в целях обеспечения повышения экономической эффективности энергосберегающего оборудования, производимого на территории Российской Федерации при его реализации на условиях энергосервисных договоров (контрактов);
  • уточнение условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в целях обеспечения повышения экономической эффективности энергосберегающего оборудования, производимого на территории Российской Федерации при его реализации на условиях энергосервисных договоров (контрактов);
  • уточнение условий допуска программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации энергосервисных договоров (контрактов).

Обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях бюджетного стимулирования инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по следующим направлениям:

  • стимулирование реализации проектов и мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, энергосервисной деятельности, увеличение объема заключения факторинговых и иных контрактов с целью стимулирования привлечения внебюджетных инвестиций;
  • обеспечение финансирования реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Обеспечить информационное обеспечение инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:

  • обеспечение возможности мониторинга заключения энергосервисных договоров (контрактов) в многоквартирных домах;
  • расширение состава сервисов государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в целях информационного обеспечения деятельности заказчиков и исполнителей энергосервисных услуг, финансирующих организаций.

4.6. Рекомендовать Минстрою России совместно с ФАС России, НОЭ и РАЭСКО обеспечить внесение изменений в законодательство, обеспечивающих дополнительные гарантии оплаты энергосервисных услуг в системах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и сохранения за регулируемой организацией экономического эффекта при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары и услуги в течение срока действия энергосервисного договора, в том числе с использованием инструмента регуляторных соглашений.

V. В части развития уровня просвещения, информационного обеспечения и профессиональной компетенции

5.1. Обеспечить (Правительству РФ, региональным органам власти) формирование комплекса мер по информационно-аналитической поддержке реализации мероприятий по повышению энергоэффективности и ресурсосбережения отраслей экономики, прежде всего в жилищном, промышленном и инфраструктурном строительстве, в том числе проведение просветительских и образовательных программ в данной области, в том числе:

  • поддержать ежегодное проведение Всероссийского фестиваля энергосбережения и экологии #ВместеЯрче, а также рассмотреть расширение тематических направлений данного мероприятия;
  • поддержать развитие НОЭ совместно с ФГБУ «РЭА», РАЭСКО и отраслевыми ассоциациями направления популяризации в области энергосбережения, экологии и климата;
  • сформировать при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций программу повышения информированности в области энерго- и ресурсосбережения населения разных возрастов (включая дошкольные, школьные, студенческие, работающие и пенсионные категории населения), а также формирования культуры ответственного отношения к энерго- и ресурсопотреблению;
  • включать в ежегодный государственный доклад об энергосбережении и повышении энергетической эффективности полную информацию о проводимых мероприятиях в области повышения информированности населения, популяризации и образовательной деятельности в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности, а также связанных с ними областях охраны окружающей среды и климатической политики, включая вопросы адаптации к изменениям климата (помимо информации о Всероссийском фестивале энергосбережения и экологии #ВместеЯрче и Всероссийского совещания региональных центров энергосбережения);
  • утвердить акты, направленные на развитие компетенций и кадровое обеспечения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, актуализацию программ дополнительного профессионального образования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

5.2. Организовать на базе федерального и региональных центров компетенций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности обучение основам энергосбережения и повышения энергетической эффективности ответственных сотрудников бюджетной сферы по программам обучения, разработанным на основе профессиональных стандартов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

5.3. Ввести обязательное повышение квалификации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности руководителей государственных (муниципальных) учреждений.

5.4. Учитывая высокий спрос в специалистах в области ресурсосбережения и повышения энергетической эффективности, поддержать деятельность Совета по профессиональным квалификациям в области энергоэффективности и ресурсосбережения в части разработки профессиональных стандартов, квалификаций и оценочных средств в области ресурсосбережения и повышении энергетической эффективности, а также в области регулирования выбросов парниковых газов и климатических изменений, увеличить количество бюджетных мест по данным направлениям в ВУЗах.

5.5. Совету по профессиональным квалификациям в области энергоэффективности и ресурсосбережения:

  • провести анализ существующих профессиональных стандартов на предмет их достаточности и наличия квалификаций, связанных с компетенциями в области ресурсосбережения и повышения энергетической эффективности. При необходимости, инициировать разработку новых профессиональных стандартов;
  • принять участие в мониторинге рынка труда, проводимого Национальным агентством развития квалификаций совместно с советами по профессиональным квалификациям, для выявления современных требований к кадрам, прогнозирования потребности в кадрах в области ресурсосбережения и повышения энергоэффективности;
  • организовать при методической поддержке Национального агентства развития квалификаций подготовку оценочных средств для организации централизованного проведения профессиональных экзаменов в дистанционном режиме.

5.6. Предложить Национальному агентству развития квалификаций рассмотреть вопрос об участии вузов и ссузов, принимающих участие в подготовке кадров в области ресурсосбережения и повышения энергоэффективности, в проекте по проведению оценки студентов и выпускников по стандартам независимой оценки квалификации.


Портал НОЭ

Вступить в СРО энергоаудиторов и получить допуск СРО энергоаудиторов

СКАЧАТЬ

0

пакет

документов

Пакет документов

 для юрлиц

 для ИП

 для физлиц

ПОДГОТОВИТЬ

1

пакет

документов

Заполнить

и приложить копии учредительных документов и документы специалистов-энергоаудиторов

Предоставить

2

И оплатить

взносы

Предоставить пакет документов и оплатить взносы

Документы можно предоставить в эл. виде

Допуск СРО

3

Получить

свидетельство

Свидетельство СРО о допуске к работам

выпускается после оплаты взноса в компенсационный фонд, срок — 1 день!

17.03.2025. Актуализирован калькулятор целевого уровня снижения потребления ресурсов (калькулятор ЦУС)

Актуализирован калькулятор целевого уровня снижения потребления ресурсов (калькулятор ЦУС)

Минэкономразвития России актуализировало автоматизированную расчетную форму для определения в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды (калькулятор ЦУС).

Обращаем внимание, что согласно Федеральному закону № 261-ФЗ все государственные (муниципальные) учреждения обязаны организовать работу по снижению потребления энергетических ресурсов и воды в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. № 1289.

Подробнее...

13.03.2025. Опубликован приказ Минэкономразвития России от 10 февраля 2025 г. № 79 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425»

Опубликован приказ Минэкономразвития России от 10 февраля 2025 г. № 79 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425»

Министерство экономического развития РФ опубликовало приказ Минэкономразвития России от 10 февраля 2025 г. № 79 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425».

Внесены изменения в приложение № 2 к Методическим рекомендациям по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. № 263, от 28 марта 2022 г. № 159, от 9 марта 2023 г. № 158, от 5 февраля 2024 г. № 59.

Подробнее...

12.03.2025. Правительство РФ ужесточает контроль за реализацией инвестиционных программ в сфере ЖКХ

Правительство РФ ужесточает контроль за реализацией инвестиционных программ в сфере ЖКХ

Федеральная антимонопольная служба разработала проект постановления, усиливающий контроль за реализацией инвестиционных программ в сфере ЖКХ.

Документом вносятся изменения в правила разработки и утверждения схем тепло- и водоснабжения, корректируются сроки разработки инвестпрограмм и предоставления отчётности по их реализации, а также сокращаются сроки пересчёта тарифов в случае невыполнения планов, заявленных ресурсоснабжающими организациями.

Подробнее...

11.03.2025. Правительство возвращает тему энергетической и ресурсной эффективности

Правительство возвращает тему энергетической и ресурсной эффективности

Белый дом готов вернуться к вопросу более активного внедрения промышленностью энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий — ранее эта тема была фактически отложена из-за необходимости поддерживать экономику в условиях санкций, сообщается в материале “Ъ”.

Опубликованный правительством перечень поручений ведомствам для начала предполагает проведение детального анализа ситуации с экономией ресурсов и энергии в отраслях. Эксперты полагают, что далее власти для стимулирования сбережения энергии и ресурсов могут использовать как практику поощрения предприятий субсидиями, так и принуждение к самостоятельной модернизации мощностей.

Подробнее...

07.03.2025. Сенаторы обсуждают снижение энергозатрат на эксплуатацию зданий в рамках реализации национального проекта

Сенаторы обсуждают снижение энергозатрат на эксплуатацию зданий в рамках реализации национального проекта

В Совете Федерации РФ прошел круглый стол, посвященный повышению энергоэффективности в строительстве.

В соответствии с указом президента о национальных целях до 2030 года, ключевым направлением станет рост энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве и промышленности. Российское правительство нацелено на внедрение экологичных технологий, что отражено в «Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ».

Подробнее...

21.03.2025. Всероссийский фестиваль энергосбережения и экологии #ВместеЯрче-2025 пройдет в Свердловской области

Всероссийский фестиваль энергосбережения и экологии #ВместеЯрче-2025 пройдет в Свердловской области

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области информирует.

На территории Свердловской области с августа по октябрь 2025 года в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения и экологии #ВместеЯрче проходит социальная кампания. Уже по сложившийся традиции, в рамках социальной кампании Фестиваля пройдет и региональный конкурс творческих работ Всероссийского фестиваля энергосбережения и экологии #ВместеЯрче-2025.

Подробнее...

21.03.2025. Выдача свидетельства (допуска) саморегулируемой организации в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов)

Выдача свидетельства (допуска) саморегулируемой организации в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов)

СВИДЕТЕЛЬСТВО СРО НП «МАЭ»

№ 0293-366234261326-21032025-Э0150

Выдано на основании Решения Правления Партнерства члену саморегулируемой организации:

ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО ЧУРБАКОВА ВИКТОРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

ИНН 366234261326

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ВОРОНЕЖ

Настоящим свидетельством подтверждается право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования (энергоаудит) в соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.

Свидетельство действительно на всей территории Российской Федерации на период членства в саморегулируемой организации при подтверждении статуса действия свидетельства (допуска) в реестре членов СРО и при наличии актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов. Свидетельство действует при соблюдении правил саморегулируемой организации. Подлежит возврату при выходе из членов саморегулируемой организации (СРО энергоаудиторов).

Подробнее...

21.03.2025. В 2025 году ФАС в пилотном режиме запустит ФГИС «Тариф» в ряде регионов

В 2025 году ФАС в пилотном режиме запустит ФГИС «Тариф» в ряде регионов

Соглашения с тарифными регуляторами Республики Татарстан и Челябинской области заключены в рамках практического семинара в сфере тарифного регулирования.

Документы подписали заместитель руководителя ФАС России Нелли Галимханова, министр тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Антон Дрыга и заместитель руководителя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Сергей Павлов.

Стороны протестируют сервис в рамках регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и обращение с ТКО.

Подробнее...

21.03.2025. Павел Сниккарс предложил пересмотреть формирование тарифов для сохранения уровня модернизации систем теплоснабжения

Павел Сниккарс предложил пересмотреть формирование тарифов для сохранения уровня модернизации систем теплоснабжения

Необходимо пересмотреть формирование тарифов на электроэнергию и тепло, чтобы сохранить уровень инвестиций в теплоснабжение в текущей экономической ситуации и повысить надёжность работы энергосистемы и качество услуг для потребителей.

Об этом рассказал Павел Сниккарс на практическом семинаре в сфере тарифного регулирования, организованном Федеральной антимонопольной службой России.

Так, по мнению Главы «Т Плюс», в тарифах на ЖКУ должны быть учтены актуальные цены на газ и фактические затраты на оплату труда персонала. При этом необходимо удержать зарплату на конкурентном уровне, чтобы избежать оттока кадров.

Подробнее...

21.03.2025. ФАС работает над методикой «настройки» диапазонов потребления электроэнергии с учетом региональной специфики

ФАС работает над методикой «настройки» диапазонов потребления электроэнергии с учетом региональной специфики

Об итогах прошедшей тарифной кампании рассказал заместитель руководителя ФАС России Геннадий Магазинов на практическом семинаре в сфере тарифного регулирования.

Замглавы службы отметил, что важным нововведением тарифной кампании стало внедрение дифференцированных по объемам потребления тарифов на электроэнергию. В 2024 году служба провела работу по совершенствованию модели дифференцированных тарифов, которая также продолжится в текущем году.

Подробнее...

21.03.2025. Выдача свидетельства (допуска) саморегулируемой организации в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов)

Выдача свидетельства (допуска) саморегулируемой организации в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов)

СВИДЕТЕЛЬСТВО СРО НП «МАЭ»

№ 0293-366234261326-21032025-Э0150

Выдано на основании Решения Правления Партнерства члену саморегулируемой организации:

ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО ЧУРБАКОВА ВИКТОРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

ИНН 366234261326

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ВОРОНЕЖ

Настоящим свидетельством подтверждается право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования (энергоаудит) в соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.

Свидетельство действительно на всей территории Российской Федерации на период членства в саморегулируемой организации при подтверждении статуса действия свидетельства (допуска) в реестре членов СРО и при наличии актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов. Свидетельство действует при соблюдении правил саморегулируемой организации. Подлежит возврату при выходе из членов саморегулируемой организации (СРО энергоаудиторов).

Подробнее...

20.02.2025. Выдача свидетельства (допуска) саморегулируемой организации в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов)

Выдача свидетельства (допуска) саморегулируемой организации в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов)

СВИДЕТЕЛЬСТВО СРО НП «МАЭ»

№ 0292-742000350980-20022025-Э0150

Выдано на основании Решения Правления Партнерства члену саморегулируемой организации:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ВОРОЖЦОВ ДМИТРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ

ИНН 742000350980 ОГРНИП 322745600017437

454080, ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ЧЕЛЯБИНСК

Настоящим свидетельством подтверждается право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования (энергоаудит) в соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.

Свидетельство действительно на всей территории Российской Федерации на период членства в саморегулируемой организации при подтверждении статуса действия свидетельства (допуска) в реестре членов СРО и при наличии актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов. Свидетельство действует при соблюдении правил саморегулируемой организации. Подлежит возврату при выходе из членов саморегулируемой организации (СРО энергоаудиторов).

Подробнее...

22.01.2025. Выдача свидетельства (допуска) саморегулируемой организации в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов)

Выдача свидетельства (допуска) саморегулируемой организации в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов)

СВИДЕТЕЛЬСТВО СРО НП «МАЭ»

№ 0291-7814548215-22012025-Э0150

Выдано на основании Решения Правления Партнерства члену саморегулируемой организации:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ"

ИНН 7814548215 ОГРН 1127847478219

197101, Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ПОСАДСКИЙ, УЛ. РЕНТГЕНА, Д. 15/31, ЛИТЕРА А, ПОМ. 47

Настоящим свидетельством подтверждается право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования (энергоаудит) в соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.

Свидетельство действительно на всей территории Российской Федерации на период членства в саморегулируемой организации при подтверждении статуса действия свидетельства (допуска) в реестре членов СРО и при наличии актуальной выписки из реестра членов СРО энергоаудиторов. Свидетельство действует при соблюдении правил саморегулируемой организации. Подлежит возврату при выходе из членов саморегулируемой организации (СРО энергоаудиторов).

Подробнее...

05.08.2020. Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в Минэкономразвития России (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти)

Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в Минэкономразвития России (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти)

Приказ Минэкономразвития России от 25.05.2020 г. № 307 «Об утверждении Порядка представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования» зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2020 года, регистрационный № 59072.

Приказом Минэкономразвития России от 25.05.2020 г. № 307 утвержден порядок представления копии энергетического паспорта и отчетов о проведении энергетического обследования в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. СРО в области энергетического обследования ежеквартально, не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, размещает документы, составленные ее членами по результатам проведенных ими энергетических обследований, в ГИС «Энергоэффективность».

Подробнее...

16.01.2019. Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти

Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

Вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2018 г. №221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральный закон принят Государственной Думой 4 июля 2018 года, одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 года.

Подробнее...

15.01.2019. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

В адрес СРО НП «МАЭ» поступило Письмо № 04-29 от 15 января 2019 года о регистрации энергетических паспортов в МИНИСТЕРСТВЕ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Департамент проектного управления и обеспечения деятельности Министерства Минэнерго России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 19 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований» рассмотрел направленные саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Межрегиональный Альянс Энергоаудиторов» (регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования СРО-Э-150) копии энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования (копию энергетического паспорта), и сообщает о регистрации согласно приложению № 1.

Приложение: на 3 л. в 1 экз.

Подробнее...

29.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

В адрес СРО НП «МАЭ» поступило Письмо № 04-2350 от 29 декабря 2018 года о регистрации энергетических паспортов в МИНИСТЕРСТВЕ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Департамент проектного управления и обеспечения деятельности Министерства Минэнерго России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 19 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований» рассмотрел направленные саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Межрегиональный Альянс Энергоаудиторов» (регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования СРО-Э-150) копии энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования (копию энергетического паспорта), и сообщает о регистрации согласно приложению № 1.

Приложение: на 4 л. в 1 экз.

Подробнее...

25.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

В адрес СРО НП «МАЭ» поступило Письмо № 04-2329 от 24 декабря 2018 года о регистрации энергетических паспортов в МИНИСТЕРСТВЕ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Департамент проектного управления и обеспечения деятельности Министерства Минэнерго России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 19 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований» рассмотрел направленные саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Межрегиональный Альянс Энергоаудиторов» (регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования СРО-Э-150) копии энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования (копию энергетического паспорта), и сообщает о регистрации согласно приложению № 1.

Приложение: на 2 л. в 1 экз.

Подробнее...

Cаморегулируемая организация Некоммерческое Партнерство «Межрегиональный Альянс Энергоаудиторов» осуществляет деятельность во всех регионах России.

 8 (499) 394‑40‑61  ea@sro150.ru

По вопросам вступления, членства и получения допуска СРО энергоаудиторов для проведения энергетических обследований (энергоаудита) обращайтесь в СРО НП «МАЭ».

Получить допуск СРО энергоаудиторов