В период с 1 по 31 марта 2021 года был принят ряд нормативных-правовых актов в сфере регулирования вопросов ресурсо- энергосбережения, а также развития альтернативной энергетики в России, а также даны информационные и разъясняющие письма федеральных органов исполнительной власти:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2021 г. № 328 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности»
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации продлевается действие механизма стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
Поправки внесены в:
- Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172;
- Правила определения цены на мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 г. № 449.
В частности, в рамках применения механизма стимулирования использования возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ) в 2023 - 2035 годах предусматривается изменение после 1 января 2021 года критерия отбора проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, а также принципов оплаты мощности объектов, отбираемых в рамках мер поддержки после 1 января 2021 года.
Закреплен порядок определения цены на мощность отобранных после 1 января 2021 г. генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, за исключением генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления.
Цена на мощность генерирующего объекта, отобранного по результатам конкурсного отбора инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, проведенного после 1 января 2021 г., определяется исходя из условия получения поставщиком в отношении генерирующего объекта подлежащей компенсации за счет платы за мощность части требуемой суммы средств, размер которой рассчитывается исходя из параметров, определенных по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, по итогам которого соответствующий генерирующий объект был отобран, и указанных в договоре о предоставлении мощности.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2021 г. № 283 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2019 г. № 45»
В соответствии с данным постановлением Правительства Российской Федерации расширен перечень полномочий, осуществляемых Ростехнадзором.
В частности, установлено, что теперь Ростехнадзор, в числе прочего:
- определяет порядок проведения плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;
- определяет порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и перечень включаемых в него сведений;
Ранее указанные полномочия осуществлялись Минэкономразвития России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта2021 г. № 305 «Об утверждении Правил проведения актуализации перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, и критериев соответствия объектов и технологий объектам и технологиям высокой энергетической эффективности»
Постановлением Правительства Российской Федерации определен порядок проведения актуализации перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности.
Утвержденные Правила определяют порядок проведения актуализации перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. № 600.
Под актуализацией перечня понимается деятельность, в результате которой обеспечивается внесение в перечень изменений, предусматривающих:
- включение в него новых объектов (технологий), в отношении которых в IV квартале предыдущего года и в I - III кварталах текущего года получено подтверждение их соответствия объектам (технологиям) высокой энергетической эффективности;
- исключение из перечня объектов (технологий), в отношении которых в IV квартале предыдущего года и в I - III кварталах текущего года получено подтверждение их несоответствия объектам (технологиям) высокой энергетической эффективности.
Актуализация проводится на основании поступивших заявлений юридических лиц или индивидуальных предпринимателей о включении объекта (технологии) в перечень федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, по итогам проверки объектов (технологий) на предмет их соответствия установленным критериям соответствия объектов и технологий объектам и технологиям высокой энергетической эффективности.
4. Приказ Минэкономразвития России от 25 января 2021 г. № 23 «О внесении изменения в пункт 4 Порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28 октября 2019 г. № 707» (зарегистрирован в Минюсте России от 05.03.2021 № 62669)
Приказом Минэкономразвития России закреплены новые сроки представления декларации о потреблении энергетических ресурсов.
Государственным, муниципальным учреждениями и органам государственной власти необходимо будет предоставить декларации о потреблении энергетических ресурсов за 2020 год в соответствии с законодательством в период с 1 августа по 1 ноября 2021 года. Ранее начала этого периода подавать информацию не следует. Данные изменения распространяются только на предоставление отчетности в 2021 году.
5. Приказ Ростехнадзора от 2 марта 2021 г. № 81 «Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности»
Приказом Ростехнадзора актуализированы перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Ростехнадзором в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности.
Речь идет о перечнях нормативных правовых актов, соблюдение обязательных требований которых осуществляется в рамках:
- федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
- федерального государственного строительного надзора;
- федерального государственного энергетического надзора;
- федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
- государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
- государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
- государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Также установлен порядок ведения перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, отнесенных к компетенции Ростехнадзора. Признается утратившим силу приказ Ростехнадзора от 16 декабря 2020 г. № 539, которым утверждены аналогичные перечни.
6. Приказ Минприроды России/Росприроднадзора от 8 декабря 2020 г. № 1694 «О внесении изменений в пункт 8 приложения 1 к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.09.2017 № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)» (зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2021 № 62873)
Данным приказом расширен список контрольных вопросов, применяемый при осуществлении федерального государственного экологического надзора.
Актуализирована в соответствии с действующим законодательством форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая при осуществлении федерального государственного экологического надзора.
Поправками уточнено содержание отдельных позиций, а также включены новые вопросы, в том числе касающиеся комплексных экологических разрешений, деклараций о воздействии на окружающую среду, нормирования в области охраны окружающей среды.
Включены следующие вопросы, в том числе:
- выполняются ли юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем условия, предусмотренные комплексным экологическим разрешением?
- представлена ли юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларация о воздействии на окружающую среду по утвержденной форме с приложениями?
- соблюдается ли юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями запрет на превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду?
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2021 г. № 395 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования механизма привлечения инвестиций в модернизацию генерирующих объектов тепловых электростанций и проведения дополнительных отборов проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций с применением инновационного энергетического оборудования»
Усовершенствован механизм привлечения инвестиций в модернизацию генерирующих объектов тепловых электростанций и проведения дополнительных отборов проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций с применением инновационного энергетического оборудования.
Соответствующие поправки внесены в:
- Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172;
- Правила определения величин предельных (максимальных и минимальных) капитальных затрат на реализацию проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2019 г. № 43.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
8. Письмо ФНС России от 16 марта 2021 г. № СД-4-3/3353@ «Об акцизах» (вместе с письмом Минфина России от 11 марта 2021 г. № 03-13-12/17280)
Разъяснены вопросы налогообложения акцизами альтернативного моторного топлива, полученного из нетрадиционных источников энергетического сырья.
На основании статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации к подакцизным товарам относятся автомобильный бензин, дизельное топливо и средние дистилляты.
Сообщается в частности, что в статье 1 «Модельный закон об использовании альтернативных видов моторного топлива», принятого в г. Санкт-Петербурге 15 ноября 2003 г. Постановлением № 22-10, содержится определение альтернативного моторного топлива.
Кроме того, требования к характеристикам автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в Приложениях № 2 и № 3 к Техническому регламенту ТР ТС 013/2011, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 826.
Технический регламент не устанавливает требований для сырья, из которого должен быть произведен автомобильный бензин или дизельное топливо.
По мнению Минфина России, в случае соответствия произведенного альтернативного моторного топлива характеристикам, установленным Техническим регламентом для автомобильного бензина и дизельного топлива, и отражения указанной информации в декларации о соответствии требованиям Технического регламента, а также отражения в паспорте на топливо наименования и марки топлива - автомобильного бензина или дизельного топлива, альтернативное моторное топливо, произведенное из нетрадиционных источников энергетического сырья, будет признаваться подакцизным товаром, и облагаться акцизами на основании подпункта 7 или подпункта 8 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации.