Главная задача, стоящая сегодня – это безаварийное прохождение предстоящего отопительного периода и оперативная ликвидация возможных технологических нарушений с минимальными социальными, материальными и организационными последствиями. Одновременно нужно начинать масштабный процесс реформирования отрасли ЖКХ.
Об этом председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Николай Шульгинов заявил, выступая на Правительственном часе на тему «О состоянии коммунальной инфраструктуры и повышении качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг» в Государственной Думе 23 октября 2024 года.
Он отметил, что резонансные аварии на объектах теплоснабжения, случившиеся в последний год, показали, что проблемы в этой сфере требуют внимания не только энергетиков, но и федеральной исполнительной и законодательной власти. Такая работа идет в интенсивном режиме.
В августе текущего года приняты изменения в Федеральный закон «О теплоснабжении», которые закрепили четкие требования организации подготовки к отопительному периоду всех ответственных субъектов. Важной новеллой явилось закрепление нормы об ответственности за неготовность к зиме, ранее отсутствовавшей в законодательстве.
«Одной из первоочередных задач Правительства должно стать скорейшее внесение в Государственную Думу проекта федерального закона об административной ответственности субъектов теплоснабжения за неготовность к отопительному периоду и несоблюдение требований к разработке схем теплоснабжения. Не менее важно оперативно принять необходимые подзаконные акты к уже принятому закону без проведения процедуры оценки регулирующего воздействия. Соблюдение процедуры не должно быть выше целесообразности обеспечения норм энергетической безопасности!», – уверен Николай Шульгинов.
Также важно решить проблему увеличения объемов модернизации тепловой инфраструктуры. Председатель комитета по энергетике обратился к Правительству РФ с предложением при разработке Программы модернизации коммунальной инфраструктуры предусмотреть выделение финансирования для реконструкции, капитального ремонта, модернизации объектов когенерации и магистральных сетей. Поскольку более трети общего отпуска тепловой энергии и более четверти протяженности тепловых сетей приходится на эти объекты, повышение надежности их работы должно быть в приоритете.
Правительству РФ целесообразно предусмотреть выделение средств из федерального бюджета на финансирование программ повышения надёжности электросетевого комплекса в регионах с высокой аварийностью сетевого оборудования. Сегодня эти программы реализуются как за счет бюджетных средств, так и за счет средств энергокомпаний, количество регионов, где они необходимы, растет. Также предлагается проработать возможность реализации аналогичных программ в отношении генерирующих и сетевых объектов теплоснабжения.
Кроме того, председатель Комитета по энергетике предложил Правительству проработать вопрос регламентации процедуры «технологического управления» объектами коммунальной инфраструктуры при чрезвычайных ситуациях и поддержать предложение Минэнерго по «подхвату» Едиными теплоснабжающими организациями объектов лишившихся статуса теплосетевых организаций, в том числе, по модели системообразующих ТСО в электроэнергетике.
Эти и другие предложения направлены Комитетом по энергетике для учета в Постановлении Государственной Думы по итогам Правительственного часа.
«Уверен, что прошедшее в рамках Правительственного часа всестороннее и профессиональное обсуждение проблем развития ЖКХ положит начало масштабному процессу реформирования отрасли, позволит разрешить проблемы с ее хронической недофинансированостью, привлечением инвестиций, будет способствовать углублению координации и консолидации материальных, организационных ресурсов и компетенций. При этом отмечу, что большая часть законодательных решений уже принята, дело за их исполнением! Готовы поддержать озвученные сегодня Правительством инициативы и оперативно принять все законодательные акты в целях их скорейшей реализации», – заявил Николай Шульгинов.