Комментарий председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Николая Григорьевича Шульгинова по принятому Правительством Российской Федерации решению об установлении единых значений диапазонов потребления электрической энергии (мощности) населением и приравненными к нему категориями потребителей.
Поступают обращения руководителей региональных органов власти и коллег-депутатов из Иркутской области и Республики Хакасии, обеспокоенных тем, что установленных предельных значений, по которым цена электроэнергии субсидируется государством, не будет хватать для бытового потребления, а значит, это ударит по людям.
Для понимания, почему Правительство России приняло такие решения и почему они необходимы с точки зрения наведения порядка в энергосистеме страны, повышения эффективности ее работы, сбалансированности, возможности модернизации и развития, нужно посмотреть на всю ситуацию в комплексе.
Одна из главных проблем электроэнергетики сегодня – это увеличивающееся перекрестное субсидирование. Это перераспределение экономически обоснованных затрат по оказанию услуг по передаче электроэнергии между населением и приравненными к нему категориями потребителей и прочими потребителями. Этот механизм призван обеспечивать экономическую доступность электроэнергии для граждан, сдерживать рост цен на нее.
Однако на сегодня масштабы «перекрестки» таковы, что она несет угрозу надежной и эффективной работе всей отрасли электроэнергетики, негативно влияет на конкурентоспособность российской промышленности, заставляет крупных потребителей строить собственную генерацию, приводит к убыткам территориальных сетевых организаций, росту тарифов для малого и среднего бизнеса.
При этом в своем нынешнем виде перекрестное субсидирование не обеспечивает социальной справедливости, поскольку размер субсидии пропорционален потреблению электроэнергии, а обеспеченные домохозяйства потребляют больше домохозяйств с низким уровнем дохода. К тому же оно стимулирует разного рода «серые схемы» энергопотребления, использование электроэнергии по нормам бытового потребления в коммерческих целях, и речь здесь не только о майнинге. Все это приводит к повышенным нагрузкам в электроэнергетических системах, росту аварийности генерирующего и сетевого оборудования, а недостаточность финансирования снижает возможности компаний по его ремонту и модернизации.
Субсидирование стоимости электроэнергии для населения – это инструмент обеспечения социальной справедливости, необходимо, чтобы он работал более адресно и эффективно.
Государство уже не один год работает над этим, одним из решений стало введение дифференцированных по объемам потребления тарифов на электроэнергию для населения. Задача – сделать так, чтобы субсидировалось именно бытовое потребление, обеспечивающее реальные нужды людей, а сверхпотребление и, тем более, коммерческое использование электроэнергии, оплачивались по реальным затратам.
Однако до недавнего времени право вводить дифференциацию тарифов и устанавливать предельную величину перекрёстного субсидирования было отдано регионам, которые зачастую своеобразно трактовали задачу и устанавливали диапазоны с большим, чаще всего, необоснованным запасом. В результате мы получили обратный эффект – по итогам тарифной кампании 2024 года его общая величина достигла своего максимума за все время его официального опубликования и составила рекордные 300,6 млрд руб. Это – огромная сумма. И она создает реальные угрозы устойчивости энергосистемы.
Сложившаяся ситуация потребовала от Правительства России принятия кардинальных мер и именно эти решения были приняты в рамках нормативного обеспечения легализации майнинга.
С введением диапазонов потребления электроэнергии ожидается нескольких положительных эффектов: снижение перекрестного субсидирования в регионах, снижение небытового потребления. Уход нелегальных майнеров повысит надежность и качество энергоснабжения и снизит аварийность сетей. Новая тарифная модель также должна стимулировать повышение энергоэффективности электроотопительных установок и режимов их работы, способствовать внедрению решений по энергосбережению у абонентов.
При этом, безусловно, должен быть учтен тот факт, что Россия – огромная страна с самыми разными климатическими зонами. Где-то пик потребления приходится на долгие и суровые зимы, где-то – на жаркие летние месяцы. Соответственно, в каждом регионе есть своя специфика.
На сегодняшний день в Правительстве России, Федеральной антимонопольной службе, Комитете Государственной Думы по энергетике отсутствует информация по значительному количеству лицевых счетов, составу энергопринимающего оборудования, профилю энергопотребления, площади домовладений, их типам, позволяющая достоверно определить, какой процент домохозяйств Хакасии затронет вводимое регулирование, насколько может вырасти платеж за электроэнергию.
Поэтому Правительству Хакасии необходимо оперативно и максимально полно собрать и верифицировать информацию по тому, как будут работать новые диапазоны, какие потребители действительно будут нуждаться в поддержке. После получения данной информации, совместно с Правительством России и коллегами-депутатами от Иркутской области планируем обсудить и выработать взвешенные решения.