19 октября на заседании Правительства РФ был рассмотрен вопрос «О состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации». Принятые решения могут серьезно изменить и активизировать госполитику.
Предпосылки к этому готовились несколько месяцев, в том числе речь идет об активизации Минэкономразвития России в этих вопросах и подготовке Комплексного плана повышения энергоэффективности экономики.
Предваряя обсуждение, Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев отметил, что повышение энергоэффективности является сверхактуальной темой для России, несмотря на лидирующие позиции по производству угля, нефти, газа, выработке электроэнергии. Потенциал повышения энергоэффективности сохраняется во многих секторах, и бюджетная сфера может стать лидером в повышении энергетической эффективности. В противном же случае сохранится нагрузка и на бюджеты, и на граждан.
Премьер-министр отметил, что на повестке дня корретировка системы государственного управления энергосбережением и повышением энергоэффективности, вопросы государственной поддержки, стимулирования частного бизнеса. Это затраты, но они вернутся существенной экономией. Необходимо поддержать отечественных производителей — это касается оборудования, приборов учета, энергосберегающих материалов. Следует также обновить номенклатуру товаров, закупаемых для государственных и муниципальных нужд, в части установления требований по энергоэффективности.
Докладывали по данному вопросу два министра — энергетики и экономического развития.
Министр энергетики РФ А.В. Новак
Министр энергетики РФ А.В. Новак в своем докладе остановился на проделанной за эти 9 лет работе, назвав энергосбережение условием развития экономики, пятым видом топлива.
Темп снижения энергоемкости ВВП недостаточен и не позволяет пока достичь поставленных целей, в силу ряда причин.
Но система управления энергосбережением в стране выстроена (приняты соответствующие региональные законы, созданы центры энергоэффективности в регионах, разработаны НПА).
Все, что делается, Министр представил в несколько необычной для Минэнерго структуре.
Во-первых — формирование системы государственного управления энергоэффективностью, включая энергоменеджмент на уровне государства. Переход на отраслевой принцип управления и ответственности, формирования программ, отраслевые ключевые показатели эффективности, подготовлен соответствующий законопроект.
Минэнерго выступает за директивное включение kpi по энергоэффективности в публичную отчетность предприятий.
Аналогично, региональные программы энергоэффективности также должны получить соответствующие kpi.
Министр упомянул, конечно, диодизацию и ИТПизацию, а также говорил о необходимости создания системы мониторинга класса энергоэффективности зданий, в т.ч. после капитального ремонта.
Второе — технологическое и экологическое регулирование. Это переход на НДТ, энергоэффективные стандарты в строительстве, требования энергоэффективности к оборудованию. Здесь же новые информационные технологии (цифровая подстанция, смарт грид и т.п.).
Прозвучало предложение в течение 2-3 лет довести запрет на неэнергоэффективные лампы накаливания до границы 75 или 50 Вт: «Отечественная промышленность готова обеспечить современными энергоэффективными источниками света любой по количеству спрос».
Третье направление — формирование экономических стимулов. Обычно в мире это цены, акцизы, инвестиционные надбавки, плата за выбросы как варианты. У нас — штрафы, новая модель рынка тепла, стимулирование модернизации в сетях. Здесь же постановление 600 со списком энергоэффективного оборудования. И предложение вернуть субсидии регионам.
Четвертое направление — популяризация.
Вывод: проделана большая работа, и это шаг вперед. Сохраняется серьезный потенциал. Повышение энергоэффективности — межотраслевая задача. Минэнерго и Минэкономразвития договорились закончить и согласовать Комплексный план.
Министр экономического развития М.С. Орешкин
Министр экономического развития М.С. Орешкин в дополнение к уже сказанному был краток.
Действительно, потенциал энергосбережения велик. И, например, в ТЭК как системообразующей отрасли эта неэффективность негативно влияет на всю экономику. С другой стороны, на энергоэффективность завязаны и экологические задачи, и обязательства по СОР21.
Действительно, снижение энергоемкости идет недостаточными темпами. В частности, из соответствующей госпрограммы выпали в последние годы все сектора, кроме ТЭК.
Анализ позволил предложить ряд подходов, они сформулированы в Комплексном плане.
Среди направлений:
- Внедрение современных технологий на всех стадиях — производства, передачи, потребления энергоресурсов. Так называемый ДПМ2, реформа рынка тепла, бенчмаркинг затрат естественных монополий.
- Акцент на отраслевой признак. Это означает, в отраслях будет внедряться бенчмаркинг; нормироваться уровень потерь; переход на НДТ.
Отдельно Министр подчеркнул важность организационной поддержки госполитики, прежде всего взаимодействия и исключения дублирования функций. Также Министр назвал распространение госполитики в регионы, работу по горизонтали, распространение лучших практик и информационную работу.
В целом реализация перезапущенной госполитики энергоэффективности принесет целый ряд макроэкономических эффектов — рост конкурентоспособности, снижение себестоимости продукции, технологическое обновление в целом ряде секторов, включая ЖКХ, выполнение экологических задач, высвобождение топливно-энергетических ресурсов, а значит, экономический рост.
Минэкономразвития готов взять на себя ответственность. Соответствующие ключевые показатели будут включены в госпрограмму «Экономическое развитие и инновационная экономика», впредь Минэкономразвития будет готовить Государственный доклад о состоянии энергосбережения.
От регионов
От регионов на Правительстве заслушали Губернатора Тюменской области В.В. Якушева, который поделился успехами и заботами субъекта Федерации в части повышения энергетической эффективности. Запомнилось пожелание, чтобы требования к энергоэффективному капремонта были все же нормативно закреплены на федеральном уровне.
Проект решения
К заседанию Правительства был подготовлен проект решения, и этот документ — самый интересный. Ждем решения Правительства и его обнародования.