Вопрос получения льгот при использовании энергоэффективного оборудования волнует многие предприятия. Государство разработало определенные льготы и совершенствует механизмы их предоставления, однако практика по-прежнему не стала массовой. Сегодняшний эксперт – об особенностях этих процедур.
Крупные промышленные организации, которые имеют обширную программу модернизации своего дорогостоящего оборудования, зданий и сооружений, ежегодно отчисляют в бюджет региона серьезные суммы денежных средств в качестве оплаты налога на имущество. Согласно действующему законодательству, с 2012 года предусмотрена возможность получения организациями льгот по налогу на имущество в отношении энергоэффективного оборудования, список которого и критерии утверждаются Правительством РФ, или в отношении объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов предусмотрено определение классов их энергоэффективности. В части оборудования в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 17 июня 2015г. №600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности».
Если компания впервые вводит в эксплуатацию оборудование из данного перечня либо объекты с высоким классом энергоэффективности, ей разрешается в течение трех лет не платить налог на имущество в отношении данных объектов, вследствие чего значительно снижается налоговая нагрузка организации.
С 2018 года право установления налоговой льготы на энергоэффективные объекты перевели с федерального на региональный уровень. Многие субъекты РФ начали рассматривать возможность и необходимость введения этой льготы в своем регионе. На сегодняшний день льгота уже предусмотрена и используется в четырех регионах: в Тюменской, Омской, Челябинской областях, а также Ханты-Мансийском автономном округе, но, если в отношении оборудования, в случае предоставления полного пакета документов, применение льготы не вызывает сопротивления у налоговых и иных государственных органов, то в отношении объектов, имеющих высокий класс энергоэффективности, правоприменительная практика пока не устоялась. В начале 2017 году МИ ФНС России был опубликован ряд информационных писем, а также были вынесены судебные решения, которые подтверждали право собственников энергоэффективных зданий и сооружений применять в отношении них льготу по налогу на имущество, однако, в апреле 2018 года, Верховный суд РФ постановил, что налоговую льготу для энергоэффективных зданий применять к нежилым постройкам нельзя, потому что для них не установлены соответствующие правила определения классов энергоэффективности. Решение было вынесено 17 апреля в споре подмосковной компании «Просперити» с налоговой службой, а также с привлечением Минэнерго РФ.
Основными критериями, при соответствии которым организация уже сегодня может претендовать на получение льготы на энергоэффективное оборудование и технологии, являются:
- наличие на балансе предприятия энергоэффективного оборудования или технологий в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
- данное энергоэффективное оборудование должно быть поставлено на бухгалтерский учет предприятия впервые;
- с момента постановки энергоэффективного оборудования на бухгалтерский учет не должно пройти более трех лет.
Механизм получения налоговой льготы на энергоэффективное оборудование и технологии можно разделить на следующие этапы:
- Сбор актуальной информации о наличии энергоэффективного оборудования и технологий, в отношении которых организация вправе получить льготу, сроков постановки его на бухгалтерский учет организации, а также его стоимости.
- Если это необходимо, определение соответствия кодов общероссийского классификатора основных фондов, расчет и обоснование индикаторов энергетической эффективности.
- Подготовка нормативно-технической и финансовой документации для подачи ее в налоговый орган.
- Сопровождение мероприятий налогового контроля: подготовка всех необходимых документов и пояснений, взаимодействие с налоговыми органами по вопросу правомерности применения льготы на энергоэффективное оборудование.
На сегодняшний момент доказать свое право на получение льготы организациям удается далеко не всегда. Это происходит в связи с тем, что производители часто не снабжают оборудование необходимыми техническими данными о его энергоэффективности, налоговые органы не разъясняют порядок получения льготы и требуют детального подтверждения соответствия всех технических характеристик энергоэффективного оборудования требованиям законодательства.
Многие предприятия из-за возникающих сложностей и отсутствия необходимых профильных специалистов отказываются от своих прав на льготу и, как следствие, законодательные органы регионов не видят потребности в предоставлении налоговых преференций в области энергетики и энергоэффективности.
Можно сделать вывод, что применение налоговой льготы по п. 21 ст. 381 Налогового кодекса РФ важно как для самих предприятий, имеющих на балансе энергоэффективное оборудование, так и для развития законодательства в сфере энергоснабжения и энергоэффективности в целом. В связи с тем, что перечень постановления Правительства ежегодно актуализируется, наша компания как профессиональный консультант в области энергоэффективных проектов также планирует выступать с инициативой о расширении данного перечня энергоэффективного оборудования, если будет поддержка заинтересованных лиц (предприятий).
Елена Кузнецова, Генеральный директор, ООО “А1-Энергоконсалт”, Санкт-Петербург.