Минэкономразвития России как уполномоченный орган государственной политики повышения энергетической эффективности представил свое видение работы с регионами.
Сегодня региональные центры энергосбережения и повышения энергоэффективности в том или ином виде существуют более, чем в 50 регионах. Однако они организованы по-разному, имеют различную подведомственность, не имеют единых полномочий. Отсутствует механизм координации госполитики энергоэффективности с регионами.
Уполномоченный орган предлагает, с одной стороны, создать федеральный центр энергоэффективности с наделением его рядом полномочий, в т.ч. по координации региональных центров, мониторингу региональных программ энергосбережения, развитию типовых моделей, методической поддержке. Под вопросом пока остается, но в случае благоприятного сценария, возможно выделение финансирования через Государственную программу повышения энергоэффективности для поддержки проектов.
С другой стороны, планируется создание региональных центров энергоэффективности.
Они будут заниматься разработкой и реализацией соответствующих региональных программ и инвестиционных проектов, методик и рекомендаций; проведение энергообследований в отношении властных и около-властных зданий, технические и ценовые аудиты проектов, научные исследования и прикладные разработки, популяризация и пропаганда в области энергосбережения. Возможно, функции технического заказчика в рамках энергосервисных контрактов, разработка ТЭБ, схем тепло- и водоснабжения, внедрение СЭнМ.
Предполагается, что организационно-правовая форма регцентров будет унифицирована (АНО), финансироваться они будут из региональных бюджетов, плюс доходы от экономии в результате реализованных ими проектов.
Для этого Минэкономразвития планирует внести изменения в федеральный закон №261-ФЗ и ввести в него отдельную главу.