Очередное заседание Совета Торгово-промышленной палаты России по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности прошло 17.10.2018 года.
Эксперты обсудили предложения Рабочей группы Совета по внесению поправок в законодательство о саморегулировании и пришли к общему выводу о том, что часть позиция, предложенная Министерством экономического развития, не соответствует специфике института.В повестку дня были включены следующие вопросы:Обсуждение предложений и поправок от Рабочей группы Совета в законодательство по саморегулированию и Федеральный закон № 315 (докладчик – член Совета ТПП Мария Воронина).
Развитие системы профессиональных стандартов в ТПП: перспективы и последствия для системы саморегулирования (докладчик - директор Фонда развития профессиональных квалификаций ТПП РФ Никита Первушин);
Саморегулирование физических лиц, как способ организации инжинирингового рынка (докладчик – президент Ассоциации инженеров «Национальная палата инженеров» Игорь Мещерин);
О проведении Конференции «Практическое Саморегулирование 2019».
Первый вопрос повестки эксперты обсуждали на заседании, прошедшем в сентябре текущего года. На октябрьском совещании Мария Воронина рассказала о предложениях Совета Министерству экономического развития и сообщила о разнице во взглядах ТПП и Министерства. Член Совета подчеркнула, что для аргументированного разговора с государственным регулятором необходимо разработать свою систему оценки СРО.
«Надо не только жаловаться на недостатки, но и рапортовать об успехах. Доклад в Правительство Российской Федерации о состоянии саморегулирования в России, который подготовило Минэкономразвития на основании опросов саморегулируемых организаций, именно потому показал настолько грустную картину, что впору возвращаться обратно к лицензированию, что каждая СРО рассказывала исключительно про недостатки системы», — заявила Мария Воронина.
Вопрос о компенсационных фондах также вызвал острую полемику.
Совет ТПП полагает, что законодательно следует разрешить саморегуляторам выбирать наиболее приемлемый для них вариант имущественной ответственности.
Никита Первушин в своем докладе о развитии системы профессиональных стандартов, в общем, и в ТПП в частности рассказал, что за 6 лет существования системы профессиональных стандартов более 1 тысячи профессий получили обновления, на смену квалификационных справочников пришли профессиональные стандарты. Саморегулируемые организации следует задействовать в создании профессиональных стандартов для того, что бы в стандарте были соблюдены требования всех участвующих сторон.
«Усиление роли профессиональных сообществ в развитии профессиональных квалификаций ведет к разработке единых требований, что, несомненно, очень удобно», — пояснил в своем докладе Никита Первушин.
Далее слово взял президент Ассоциации инженеров «Национальная палата инженеров» Игорь Мещерин. Он заявил, что в нашей стране отсутствует такое понятие как «свободная профессия» и отсутствует социальный лифт в инженерной среде, так как не создан механизм присвоения инженерной квалификации.
Присутствующие обсудили «непрозрачность» национального реестра специалистов в изысканиях и проектировании, отсутствие возможности выхода из него и прочие проблемы.
Ранее Игорь Мещерин заявил, что саморегулирование в мире является наиболее перспективным способом организации профессиональных сообществ, и в разных странах имеется богатая традиция делегирования государственных полномочий бизнесу. Но в России саморегулирование внедряется сверху. Поэтому процесс идет не всегда корректно.
В результате дискуссии члены Совета решили вынести вопрос о создании автономного документа на рассмотрение ежегодной конференции «Практическое саморегулирование 2019».
Стоит отметить, что Минэкономразвития внесло в Правительство законопроект о совершенствовании саморегулируемых организаций, который предусматривает внесение в Федеральный закон № 315 следующие изменения:
- повышение степени унификации законодательства о саморегулировании с возможностью установления в законодательстве отдельных отраслевых особенностей саморегулирования;
- закрепление подходов к введению обязательного саморегулирования в отраслях экономики и сегментах рынка;
- установление в качестве основного способа обеспечения имущественной ответственности СРО формирования компенсационного фонда;
- конкретизация порядка обращения взыскания на средства компенсационного фонда СРО;
- закрепление солидарной ответственности СРО по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено федеральным законом;
- определение порядка размещения и инвестирования средств компенсационных фондов СРО;
- совершенствование порядка осуществления СРО контроля за своими членами и порядка применения СРО мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;
- определение порядка разработки и издания стандартов СРО и федеральных стандартов в системе саморегулирования;
- урегулирование вопросов формирования и деятельности национальных объединений СРО;
- расширение возможности использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности СРО;
- урегулирование рядя процедурных вопросов деятельности СРО;
- законодательное закрепление практики мониторинга развития системы саморегулирования.