ХМАО-Югра занимает одну из верхних строк не только в рейтинге регионов по энергоэффективности Минэнерго России, но и в рейтинге регионов России по реализации энергосервисных контрактов, составленном РАЭСКО.
Округ делится опытом — как организовать работу с энергосервисными контрактами в регионе.
Нормативные рамки
Дорожная карта повышения энергоэффективности зданий (распоряжение Правительства РФ от 01 сентября 2016 г. № 1853-р) устанавливает целевую динамику по снижению удельных расходов тепловой и электрической энергии в административных и общественных зданиях: на 25% к 2025 г.
Комплексный план повышения энергетической эффективности экономики России (распоряжение Правительства РФ от 19 апреля 2018 № 703-р) устанавливает требования по снижению совокупных расходов бюджетной системы на 13% для тепловой и на 10% для электрической энергии к 2030 г.
Приказ Минэкономразвития России от 09 июня 2016 г. № 362 устанавливает, что минимальная доля светодиодных источников света для государственных и муниципальных нужд с 10 % в 2017 г. должна возрасти к 2020 году до 75 %.
Расчеты показывают, что для исполнения этих требований в Югре нужно найти инвестиции в размере порядка 5 млрд. рублей, из них более 1 млрд 700 тыс. рублей на нужды освещения, более 2 млрд. 800 тыс. рублей – на нужды отопления, и чуть больше 250 млн рублей – водоснабжения и водоотведения. Окупаемость вложений прогнозируется только через 6-7 лет.
Ввиду ограниченности бюджетов всех уровней решено использовать одним из инструментов энергосервисные контракты.
Энергосервис как действенный инструмент
В результате проведенного анализа было принято решение муниципальным образованиям и органам исполнительной государственной власти заключить в общей сложности 128 энергосервисных контрактов. В период 2015-2018 гг. было заключено 86 энергосервисных контрактов, причем согласно рейтингу регионов от РАЭСКО Ханты-Мансийский автономный округ – Югра занял по этому показателю 8 место.
Наибольшую долю среди заказчиков составляют органы местного самоуправления и их подведомственные учреждения (79 контрактов, или 92% от общего числа).
По количеству объектов внедрения энергосервиса доминируют учреждения образования (55%), со значительным отставанием числятся контракты в дошкольных учреждениях (19%), также следует отметить контракты в учреждениях сферы управления ЖКХ (13%). Иначе распределяется объём инвестиций: около половины всей экономии составляют контракты в учреждениях сферы управления ЖКХ (45%, как правило, это инвестиции в уличное городское освещение), меньшие объёмы представлены в общеобразовательных учреждениях (21%), коммерческих организациях (16%) и спортивных учреждениях (10%).
Многоквартирные дома и учреждения культуры представлены незначительно, а объекты электросетевого хозяйства и котельные в Югре не представлены вовсе, хотя на федеральном уровне такие контракты составляют до 10 % от общей экономии энергоресурсов.
Качество контрактов
Что касается качества, из всех заключенных контрактов 74% исполняются без нареканий, 19% столкнулись с трудностями, которые были решены и контракты продолжают исполняться, ещё 6% контрактов было расторгнуто по соглашению сторон. Один контракт уже считается исполненным.
Большинство энергосервисных контрактов заключено на 5 и 7 лет, именно на них в сумме приходится около 82% всех контрактов.
Суммарная стоимость энергосервисных контрактов, заключенных в 2015-2018 гг. составляет около 344 млн рублей, показатель рассчитан, исходя из ожидаемой экономии расходов заказчика на поставку энергоресурсов. Величина экономии контрактов варьируется в диапазоне от 36 тыс. рублей до 57 млн рублей, что говорит о большом разбросе масштабов энергосберегающих проектов. Средняя цена одного контракта составляет почти 4 млн рублей.
Причины сложностей энергосервиса в муниципальных образованиях
В округе составлен рейтинг муниципальных образований по количеству заключенных энергосервисных контрактов. По состоянию на ноябрь 2018 г. 10 муниципальных образований выполнили взятые на себя обязательства в полном объеме, 6 частично и 6 муниципальных образований не имеют заключенных контрактов.
При детальном изучении были выделены причины:
- более низкие удельные показатели расхода энергоресурсов, чем средние по округу, т.е. более низкий потенциал для экономии при энергосервисе;
- небольшое количество потенциальных объектов для энергосервиса;
- непростая транспортная доступность и логистика исполнения контрактов, а следовательно, высокая стоимость и низкая окупаемость мероприятий.
Надеемся, на этом основании будет скорректирована оценка потенциала территорий для заключения энергосервисных контрактов.
Можно выделить три главных причины, не позволившие реализовать энергосервис в ряде случаев:
- Пункт 5.3.7 СП 2016 года (приказ Минстроя России от 29.08.2016 N 602/пр) устанавливал запрет на применение в учреждениях дошкольного, школьного, профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений светодиодных источников света. Позднее 22 мая 2017 г. Роспотребнадзор дал разъяснения о том, что использовать светодиоды можно везде, за исключением дошкольных организаций, но с определёнными требованиями к ним. Таким образом, в детских садах действует запрет на использование светодиодного освещения. Это связано с наличием синего спектра светодиодных источников света и его влияния на ритмы сна детей.
- Низкая заинтересованность на уровне учреждений, искажение сведений об энергопотреблении, занижение базовой линии потребления, что ведет к отказу инвестора от проекта.
- Органы исполнительной государственной власти не могут заключать контракты на срок более 3 лет, для этого отсутствует необходимая нормативная база.
Нужен правовой механизм, который бы позволил пройти процедуру согласования в Департаменте финансов округа долгосрочного энергосервисного контракта.
Департамент ЖКК и энергетики Югры подготовил проект распоряжения Правительства автономного округа «О заключении энергосервисного контракта…», однако он требует дальнейших согласительных процедур с Правовым управлением аппарата Губернатора. В Департаменте финансов также подготовлены предложения о внесении соответствующих изменений в нормативную базу. Однако пока у государственных учреждений отсутствует возможность заключения энергосервисных контрактов на срок, превышающий срок планирования бюджетных обязательств.
Рейтинг энергосервисных компаний
Нами был составлен рейтинг энергосервисных компаний, работающих в ХМАО-Югра. Учтены показатели количества и качества заключенных энергосервисных контрактов, выраженные в баллах для возможности их сопоставления.
Лидирующее место занимает новосибирская компания ООО «Межрегиональный центр энергосервиса». Основное направление – это оптимизация работы систем отопления. Второе место – ПАО «Ростелеком», внутреннее и уличное освещение и оптимизация работы систем отопления. Третье – ООО «БЛ Трейд» из Москвы – работает над внутренним и уличным освещением.
Наш принцип работы — не отдавать все проекты одному подрядчику. Соревновательность обеспечивает хеджирование рисков неудачного энергосервиса, поэтому мы оказываем содействие всем компаниям, готовым заключать энергосервисные контракты в Югре. Сегодня таких компаний начитывается 27. Из них половина (13 компаний) активно включились в работу и уже имеют заключенные контракты.
Мы ведем мониторинг и анализ заключенных и перспективных энергосервисных контрактов, хорошо понимаем баланс рисков в каждом случае и будем продолжать работу с профильными департаментами в Округе, муниципальными образованиями, бюджетными учреждениями и другими объектами, а также с заинтересованными инвесторами.
Югра открыта для инвесторов и готова к сотрудничеству.
Эдуард КИНЦЛЕ, Исполнительный директор АНО «Центр развития ЖКК и энергосбережения Югры»