С.Н. Канев, к.т.н., доцент, генеральный директор ООО «Хабаровский центр энергоресурсосбережения»: о достоверности учета тепловой энергии в Хабаровске

Достоверность учета тепловой энергии напрямую связана с обслуживанием узлов учета тепловой энергии (УУТЭ): чем лучше налажена работа по обслуживанию, тем точнее данные приборов учета и наоборот.

Рассмотрим проблемы, существующие в данной области, на примере Хабаровска.

На сегодняшний день достоверность учета тепловой энергии в Хабаровске вызывает большие сомнения. А ведь хабаровская система обслуживания УУТЭ 10–20 лет назад была в числе передовых в Российской Федерации.

Причинами деградации этой системы обслуживания стали, во-первых, несоответствие реалиям сегодняшнего дня нормативно-правовой базы, касающейся сферы обслуживания УУТЭ, а во-вторых, организационные изменения в структуре теплоснабжающей организации (ТСО). Рассмотрим обе причины подробнее.

Причина 1. Несоответствие нормативно-правовой базы

На ухудшение качества работ по обслуживанию повлияли три фактора:

  • В 2013 году приняты новые правила учета тепловой энергии и теплоносителя, которые отменили правила, действовавшие с 1995 года, где было прописано, что работы по обслуживанию узлов учета, связанные с демонтажем, поверкой и ремонтом оборудования, должны выполняться персоналом специализированной организации, имеющей лицензию Главгосэнергонадзора на право выполнения таких работ (п. 9.3). В новых правилах не указано, кто может привлекаться к работам по обслуживанию УУТЭ. Следовательно, обслуживать УУТЭ могут любые физические и юридические лица.
  • В 2011 году были отменены лицензии на ремонт средств измерений, входящих в состав УУТЭ, выдаваемые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. До 2011 года обслуживанием УУТЭ могли заниматься только лицензированные организации, то есть имеющие ремонтно-поверочную базу для ремонта средств измерений, входящих в состав узла учета, и обученный квалифицированный персонал. Теперь право на обслуживание узлов учета имеют любые физические и юридические лица.
  • Внедрение в 2013 году аукционной системы при выборе обслуживающей организации в соответствии с федеральным законом № 44-ФЗ. Основным аргументом при заключении контракта на обслуживание узла учета тепловой энергии стала цена. Используя огрехи в существующем законодательстве, обслуживанием узлов учета тепловой энергии могут заниматься любые юридические и физические лица, не имеющие ни ремонтно-поверочной базы, ни квалифицированных специалистов, предлагающие минимальную цену.

На рынке обслуживания в Хабаровске на сегодняшний день наблюдается около 20 таких подрядчиков-шабашников, которые при проведении закупок в виде аукциона снижают цену от первоначальной цены контракта в 3–5 раз.

Так, при средней цене обслуживания УУТЭ в Хабаровске 2 500–3 000 руб. в месяц подрядчики-шабашники выигрывают аукцион, снижая цены до 600–700 руб. в месяц. При такой цене невозможно окупить расходы на транспорт, ремонт приборов учета, оплату специалистов, а можно только, ничего не делая в действительности, штамповать отчеты на компьютере, данные которых не соответствуют реальным показаниям приборов учета. Были случаи, когда заказчик-потребитель обращался к подрядчику-шабашнику, обслуживающему его узлы учета, с просьбой приехать на объект и проверить работу приборов учета, но в ответ слышал, что за такие деньги никто не приедет и им должны быть благодарны за подачу отчетов в ТСО.

При этом многие подрядчики-шабашники даже не осматривают обслуживаемые узлы учета, хотя некоторые из них вообще не функционируют. Отчеты о теплопотреблении, наштампованные на компьютере, регулярно подаются в ТСО, которая их принимает и не проверяя выставляет на основании этих данных счета потребителю. Вот лишь малый пример некоторых жалоб:

  • в гимназиях № 7 и 8 не видели ни отчетов о теплопотреблении, ни сервисного инженера с момента начала обслуживания;
  • администрация городского общеобразовательного образования «Маленький принц» только через 5 месяцев поняла, что в ТСО не подаются отчеты о теплопотреблении;
  • гимназия № 3 отказалась работать с обслуживающей организацией из-за низкой квалификации сервисного инженера, который не мог настроить оборудование АИТП.

А ведь узлы учета тепловой энергии и автоматизированные тепловые пункты – это объекты повышенной опасности, и к их эксплуатации (обслуживанию) должны привлекаться только те лица, которые в соответствии с правилами эксплуатации таких объектов получили соответствующее обучение и имеют разрешение на проведение таких работ. Однако это обстоятельство не принимается во внимание, а недобросовестные подрядчики даже жалуются в антимонопольный комитет, когда заказчики вносят в техническую аукционную документацию требование о наличии опыта работы и квалифицированных специалистов.

Укажем еще на одно несоответствие нормативно-правовой базы. В соответствии с законодательством РФ в области теплоснабжения для объектов ЖКХ приоритетным является Жилищный кодекс РФ, а для других объектов – Гражданский кодекс РФ. Иногда требования этих двух документов не соответствуют друг другу, из-за чего возникают противоречия при расчетах за потребленную тепловую энергию (см. пример).

Пример. Произошел спор между потребителем (ТСЖ) и теплоснабжающей организацией (ТСО) в части оплаты коммунального ресурса на нужды теплоснабжения в МКД при временном отключении приборов учета тепла. В этом случае определение фактического отпуска тепловой энергии производится расчетным путем. ТСО начислила потребителю плату за потребленное тепло, руководствуясь нормами Гражданского кодекса РФ по проектной договорной нагрузке, а ТСЖ потребовало начислить плату по нормам Жилищного кодекса РФ с учетом нормативов потребления коммунального ресурса на отопление и ГВС.

При этом годовая разница между начисленным по счетам-фактурам ТСО и начисленным в соответствие с нормативами составила 28 707 руб.

УФАС признало ТСО виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, и применило к ТСО меру ответственности в виде административного штрафа в размере 1 072 140 руб., т. е. одной сотой от выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение (Постановление № 1 УФАС по Хабаровскому краю «О наложении штрафа по делу № 3-04/3 об административном правонарушении» от 6 апреля 2010 года).

Причина 2. Организационные изменения в структуре ТСО

На территории Хабаровского края действуют две энергоснабжающие организации, входящие в структуру ПАО «РусГидро»: поставщик тепловой энергии – АО «ДГК» и поставщик электроэнергии – ПАО «ДЭК». С 1 апреля 2018 года часть функций теплоснабжения была передана от АО «ДГК» в ПАО «ДЭК». Формально это связано с введением единой квитанции за тепло и электроэнергию для жителей Хабаровского края.

АО «ДГК»:

  • сторона по договорам теплоснабжения;
  • выдача технических условий (ТУ) на присоединение и установку приборов учета;
  • расторжение договоров и переход на прямые расчеты;
  • технический аудит объектов и УУТЭ потребителей.

ПАО «ДЭК»:

  • функции расчетного центра по двум видам энергии (электрическая и тепловая);
  • оформление договоров теплоснабжения;
  • контроль сроков поверки приборов;
  • прием жалоб и обращений по вопросам расчетов за тепловую энергию;
  • прием и обработка показаний приборов учета;
  • формирование счетов, счетов-фактур, актов приемки-передачи показаний.

При этом заметим, что плата за потребленное тепло поступает на расчетный счет АО «ДГК».

Это перераспределение еще более ухудшило ситуацию в области достоверности учета тепловой энергии и теплоносителя:

Во-первых, функция контроля за приборами учета осталась в АО «ДГК», а приемка и проверка отчетов потребителей о теплопотребления объекта отдана ПАО «ДЭК». В результате проверка работоспособности узла учета и готовность его к эксплуатации перед отопительным периодом превратилась в формальность.

Поясню это обстоятельство. Подобную проверку в городе Хабаровске проводит структурное подразделение АО «ДГК», которое называется СИНИД. Сегодня это чисто формальная процедура, которая никак не влияет на достоверность показаний приборов учета. Перед проверкой потребитель обязан предоставить в СИНИД множество документов, которых нет в правилах учета, но есть в регистре АО «ДГК», например оформленный надлежащим образом акт пломбирования оборудования от границы балансовой принадлежности до узла учета. При проверке подтверждается наличие пломб ТСО на оборудовании, не входящем в состав узла учета, а именно на грязевиках, фильтрах, кранах и так далее, что не влияет на достоверность показаний приборов учета. При этом работоспособность приборов учета проверяется чисто формально, а достоверность показаний вообще не проверяется.

Бывают случаи, когда приборы учета полностью неработоспособны, а в акте указывается, что они пригодны для осуществления коммерческого учета. Архивы теплосчетчиков не проверяются, а в некоторых случаях они вообще отсутствуют. Сверка показаний, полученных из архивов теплосчетчика и предоставленных в отчете о теплопотребления объекта, не проводится, а это один из важнейших показателей достоверности учета.

Иногда доходит до абсурда: в акте констатируется, что все средства измерения (СИ), входящие в состав узла учета, находятся в работоспособном состоянии, но узел учета при этом является непригодным для коммерческого учета – это нонсенс и это противоречит Правилам учета.

Данные акты проверки передаются в расчетно-кассовый центр ПАО «ДЭК». Специалисты этого центра непонятным образом фильтруют эти акты и используют их при выставлении счетов за потребленное тепло.

Специалисты центра принимают любые отчеты о теплопотреблении от потребителей и выставляют на основе этих отчетов счета за тепло. При этом вид и форма этих отчетов не прописаны ни в одном из документов: ни в правилах учета, ни в договорах на теплоснабжение. Расчетчики принимают от потребителей все отчеты, но не проверяют их правильность, так как такая процедура отсутствует.

Бывают различные ситуации.

  • Акты проверки отсутствуют. В таком случае, как правило, расчетчики не обращают на это внимания и выставляют счета на основании данных, приведенных в отчете.
  • Акты проверки есть, но в них указано, что узел учета не может использоваться для коммерческих расчетов. В этом случае примерно в половине случаев отчеты о теплопотреблении бракуются и счета выставляются с использованием расчетных методов. В остальных случаях отчеты считаются действительными, хотя узел учета неработоспособен, а счета выставляются на основе этого отчета. Причем по какому принципу происходит эта выборка, никто не знает. «Достоверность» учета налицо!

Во-вторых, в разы увеличилось количество расчетчиков, но квалификация их снизилась.

Раньше отчеты о теплопотреблении принимал абонентский отдел ХТСК АО «ДГК» в составе около 20 человек, и работал он совместно с СИНИД и договорным отделом ХТСК. При этом специалисты-расчетчики, как правило, имели инженерное теплотехническое образование и хорошо разбирались с вопросами учета тепла.

На сегодняшний день в Хабаровске имеется около 6 центров обслуживания клиентов, которые принимают отчеты о теплопотреблении потребителей, и в каждом из них не менее 20 сотрудников, которые в большинстве случаев не имеют даже технического образования, не говоря уже о теплотехническом. Каждый из этих сотрудников имеет приличную зарплату, то есть увеличиваются расходы ЭСО, а следовательно, и тариф на тепло. На их квалификацию указывает тот факт, что они не могут дать внятного ответа на большинство вопросов.

Приведу лишь один пример. ТСЖ «Семь ветров» в мае сдало отчет о теплопотреблении МКД в расчетный центр ПАО «ДЭК» на основании показаний общедомового прибора учета тепла, что было подтверждено входящей записью ПАО «ДЭК» на письме ТСЖ. В соответствии с этим отчетом плата за потребленное тепло должна была составить около 10 000 руб. Однако ТСЖ получило от ПАО «ДЭК» счет на оплату в размере 60 000 руб. При обращении в ПАО «ДЭК» за разъяснением, откуда взялась такая сумма, никто не смог дать внятного ответа. Сначала сослались на то, что ТСЖ не предоставило в ПАО «ДЭК» отчет о теплопотреблении, а потом, когда это не подтвердилось, было сказано, что сотрудник, принимавший отчеты, уволился и никто ничего сказать не может. Затем были принесены извинения и проведен перерасчет платежей.

Наличие большого количества расчетчиков объясняется не только их низкой квалификацией, но и низкой эффективностью работы в целом. В век цифровых технологий алгоритм работы такой: представитель потребителя передает в центр отчет о теплопотреблении или на бумажном носителе, или в электронном виде. Затем данные из этого отчета расчетчик вручную переносит в таблицу в программе Excel, и на основании этих данных выписываются акты приемки-передачи показаний и счета-фактуры на оплату. Представитель потребителя получает в расчетном центре под подпись эти документы, забирает и подписывает акт и снова приносит его в расчетный центр. То есть потребитель должен как минимум два-три раза посетить расчетный центр и отстоять очередь.

Цифровизация учета энергоносителей

Выход из ситуации – автоматизировать процедуру учета и тепла, и электроэнергии, что мы и предлагали ПАО «РусГидро». Еще 10 лет назад мы продемонстрировали представителям Хабаровской теплосетевой компании (ХТСК) программу автоматизированного учета энергоресурсов «ЛЭРС УЧЕТ», позволяющую в течение нескольких минут в режиме удаленного доступа формировать как отчет о теплопотреблении конкретного объекта, так и счет-фактуру для оплаты поставленного тепла. Несмотря на то, что программа была оценена по достоинству и предлагалась бесплатно, решения по ее использованию не последовало. К настоящему времени она установлена более чем на 100 000 объектах и ее используют как потребители, так и энергоснабжающие организации, и не только в Хабаровске.

Несмотря на указы президента и постановления Правительства РФ о цифровизации, работа в направлении учета энергоресурсов в Хабаровске практически отсутствует. Все упирается в человеческий фактор: чиновникам это неинтересно. Ведь внедрение цифровизации в области учета энергоресурсов приводит к прозрачности расчетов и, следовательно, к их достоверности.

Отметим, что в некоторых регионах России ситуация с достоверностью учета не такая удручающая, например в Казани. В АО «ТатЭнерго» отчеты о теплопотреблении абонентов не просто принимаются, но и определенным образом обрабатываются, и при этом часть из них выбраковывается.

Обработка отчетов производится в два этапа и выполняется двумя различными отделами.

  • Первый – «прибористы», которые анализируют корректность представленных отчетов и выбраковывают часть из них. При этом производится сверка данных, представленных в отчете, с данными, полученными непосредственно из архива теплосчетчика.
  • Второй – «расчетчики». Обработанные «прибористами» отчеты поступают к «расчетчикам», которые корректируют эти отчеты при работе приборов в нештатных ситуациях. А это очень трудоемкий процесс потому, что законодатель установил множество алгоритмов расчета при работе прибора в нештатных ситуациях.

До автоматизации процесса обработки в конце месяца оба отдела работали сверхурочно, без выходных и праздничных дней (аналогичная картина сегодня в Хабаровске). Вот тут-то и возникали ошибки в начислениях из-за человеческого фактора.

При этом отклонение начисления по закону хотя бы на 1 коп. могло стать причиной многомиллионного штрафа от антимонопольного органа.

Чтобы улучшить работу в АО «ТатЭнерго» была создана и внедрена автоматизированная система, обеспечивающая ежесуточный съем архивных данных с приборов учета тепловой энергии и ГВС, что позволило:

  • существенно сократить период расчетов (на 3 дня!);
  • сократить число посещений потребителями офисов по работе с клиентами и количество обращений по вопросу перерасчетов;
  • уменьшить количество «прибористов» и «расчетчиков»;
  • сделать информацию о теплопотреблении прозрачной и достоверной;
  • фиксировать факты воровства;
  • увеличить плату за тепло на 1 % с каждого отчета о теплопотреблении.

Однако в большинстве других регионов РФ ситуация с достоверностью учета тепловой энергии аналогична хабаровской, например в Дмитровграде Ульяновской области.

  • Сервисные организации, как правило, работают по доверенности от потребителя на право предоставления отчетности поставщику. При этом потребитель полностью самоустраняется от объективного контроля показаний приборов учета, контроля технического состояния узла учета и работ по его обслуживанию.
  • Сервисная организация скрывает факт неработоспособности узла учета от ЭСО и потребителя и тем самым утаивает факт невыполнения работ по договору на техническое обслуживание.
  • Сервисная организация фальсифицирует отчетные данные, чтобы скрыть факт неработоспособности узла учета. При этом фальсификация происходит таким образом, чтобы ЭСО не задавала вопросов по содержанию отчетности, а потребитель не интересовался фактическим положением дел по узлу учета. При таком подходе узел учета можно совсем не обслуживать, а просто подавать отчеты в ЭСО, даже не посещая объект. При этом узел учета содержится в необслуживаемом режиме, постепенно приходя в упадок.
  • Выбор подрядной сервисной организации производится на основании аукционных процедур, где основным и единственным критерием является цена. Срок сервисного контракта составляет не более года, а это означает, что контракт заключается с тем подрядчиком, который предлагает минимальную демпинговую цену, заранее зная, что не будет проводить техническое обслуживание узла учета и что для него это будет иметь вид ренты.

В этом случае узлы учета, не получая адекватного обслуживания, постепенно «деградируют», но это не происходит в одно мгновение. Какое-то количество узлов все равно остается в рабочем состоянии до конца контракта, а это означает, что на протяжении всего срока контракта плата за обслуживание будет поступать.

Это и привлекает недобросовестных хозяйствующих субъектов к данному виду работ. При этом они четко знают, что никакой ответственности за некачественное обслуживание они не несут.

Ситуация с обслуживанием в Дмитровграде – это копия ситуации в Хабаровске, один в один. Я думаю, что в большинстве других регионов РФ ситуация аналогична.

Выход из ситуации — cоздание института операторов коммерческого учета энергоресурсов

Первым шагом для выхода из создавшейся ситуации является создание института операторов коммерческого учета энергоресурсов (далее – ОКУ ЭР). ОКУ ЭР – это независимая организация, которая играет роль буфера между поставщиком и потребителем энергоресурсов, разрешая конфликтные ситуации в области учета между этими сторонами.

Главная цель ОКУ ЭР – объективный контроль за достоверностью измерений энергоресурсов, то есть обеспечение достоверности учета энергоресурсов. Основные задачи ОКУ ЭР:

  • повышение качества обслуживания УУТЭ;
  • сбор, анализ и передача получаемой от приборов учета информации заинтересованным лицам;
  • повышение достоверности учета за счет внедрения автоматизированных систем учета энергоресурсов, то есть обеспечение прозрачности расчетов при оплате тепловой энергии.

Нормативно-законодательная база по созданию в РФ на сегодняшний день отсутствует. Существует концепция проекта федерального закона «Об организации коммерческого учета энергоресурсов на розничном рынке», где прописаны общие положения, но уже более 5 лет она остается концепцией и не приняла форму закона.

Несмотря на отсутствие нормативной базы в отдельных регионах появились ОКУ ЭР. Так, например, в Москве в 2013 году создан единый независимый оператор коммерческого учета ГБУ «ЕИРЦ», который осуществляет эксплуатацию общедомовых узлов учета, снятие и предоставление на договорной основе показаний узлов учета ОАО «МОЭК» и управляющим компаниям. За ОАО «МОЭК» в сфере коммерческого учета тепла остается только выдача технических условий на установку и допуск в эксплуатацию общедомовых приборов учета. При этом никаких нареканий со стороны антимонопольного органа на нарушение антимонопольного законодательства не поступало. В Санкт-Петербурге создан ОКУ ЭР на базе консорциума «Логика-энергомонтаж», который занимается всем комплексом работ, связанных с монтажом и обслуживанием узлов учета тепловой энергии.

Создание саморегулируемой организации операторов коммерческого учета энергоресурсов

Следующим шагом после создания ОКУ ЭР является объединение их в саморегулируемые организации (далее – СРО «ОКУ ЭР»).

Главной целью образования СРО «ОКУ ЭР» является формирование единого методологического подхода, системы стандартов и правил по монтажу, техническому обслуживанию и эксплуатации узлов учета, что гарантирует надежность, защищенность, достоверность учета энергоресурсов и защищает рынок данного вида услуг от недобросовестных сервисных организаций.

Несмотря на то, что в России на сегодняшний день отсутствует нормативная база по созданию СРО «ОКУ ЭР», в некоторых регионах такие организации действуют на добровольной основе, например: СРО НП «ЭСМО» в Москве – вид деятельности: обслуживание узлов учета тепловой энергии; СРО «Ассоциация ОППУ «Метрология энергосбережения» в Санкт-Петербурге, в состав которых входят организации из разных регионов РФ.

Несмотря на то, что эти СРО не имеют под собой законодательной базы и действуют на добровольной основе, энергосберегающие организации в отдельных регионах признают эти СРО и взаимодействуют с ними.

Несколько примеров

В заключение приведу пару конкретных примеров по МКД, расположенным в Хабаровске.

Пример 1. Ул. Магнитогорская, д. 6

Собственнику квартиры № 65 была начислена ПАО «ДЭК» плата за отопление в ноябре 2018 года по нормативам, несмотря на то, что дом оборудован общедомовым прибором учета тепла и что отчет о теплопотреблении был принят ПАО «ДЭК». Разница составила 1 000 руб. в месяц с квартиры или около 100 000 руб. с МКД.

Пример 2. Ул. Пионерская, д. 1

Данный МКД оборудован 4 общедомовыми приборами учета (ОДПУ): блок 1–2 – жилая часть; блок 1–2 – нежилая часть; блок 3 – жилая часть; блок 3 – нежилая часть. Все 4 ОДПУ приняты АО «ДГК» в качестве коммерческих, о чем имеются соответствующие акты ввода в эксплуатацию.

В 2017–2018 годах (по июнь) данный дом находился на сервисном обслуживании в организации ООО «Интерфейс-Сервис». В августе 2018 года договор на сервисное обслуживание был заключен с ООО «ЛЭРС», специалисты которой обследовали все 4 ОДПУ.

В результате один из ОДПУ (на блоке 1–2 – жилая часть) был признан непригодным из-за того, что в теплосчетчике отсутствовали архивные показания с августа 2017 года. Проверка его работоспособности на проливочном стенде показала:

  • теплосчетчик фиксирует мгновение численные значения измеряемых параметров, но не архивирует их в память прибора, выдавая ошибку;
  • теплосчетчик является «виртуально исправным», так как проходит поверку в соответствии с методикой поверки, в которой отсутствует проверка архивов, но на самом деле является неработоспособным и не может использоваться для коммерческих расчетов в соответствии с правилами учета.

Дополнительный осмотр теплосчетчика показал, что он имеет механические повреждения: повреждена пластмассовая крышка, закрывающая плату, на которой находится узел управления и регулирования (см. рис.), что позволяет осуществлять несанкционированный доступ к узлу регулирования. Отметим, что пломба госповерителя при этом не повреждена.

Изменение СДЗ в течение первых 15 лет срока окупаемости системы

Далее данный прибор КМ-5-4 был отправлен в сервисный центр ТБН «Энергосервис», который ответил, что:

  • причина неисправности – механические повреждения ряда электронных компонентов платы;
  • последняя архивная запись в приборе сделана 23 августа 2017 года, далее записи отсутствуют.

То есть с августа 2017 года теплосчетчик был неисправен и не мог использоваться для коммерческих расчетов.

17 октября 2017 года СИНИД АО «ДГК» был составлен акт проверки работоспособности данного узла учета (блок 1–2 – жилая часть), в соответствии с которым было установлено, что все средства измерений, входящие в состав узла учета, находятся в работоспособном состоянии. Это подтверждается представленной почасовой ведомостью непрерывной работы узла учета в течение 3 суток. Узел учета допускается в эксплуатацию для расчетов за тепловую энергию и теплоноситель. Отметим, что при этом теплосчетчик не был работоспособным и в нем отсутствовали архивные показания, а это означает, что инспектор СИНИД не проверял архив прибора, а удовлетворился представленной ему поддельной ведомостью.

Этот акт был передан в расчетный центр, и на основании него от ООО «Интерфейс-Сервис» с ноября 2017 года по май 2018 года принимались «виртуальные» отчеты о теплопотреблении, изготовленные на компьютере, и на основании их выставлялись счета за потребленное тепло.

То есть прослеживается цепочка: ООО «Интерфейс-Сервис» изготавливает поддельные отчеты о теплопотреблении, подлинность которых не проверяет АО «ДГК». Эти отчеты принимает ПАО «ДЭК», тоже их не проверяет, и на основании этих «виртуальных» отчетов выставляются счета за тепло. Налицо «достоверный учет». Если бы не сменилась сервисная организация, то это продолжалось бы и в следующем отопительном периоде.

6 октября 2018 года СИНИД АО «ДГК» обследовал все 4 узла учета и составил акт о работоспособности, из которого следует, что все 4 узла являются непригодными для коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя. Однако при этом, как указано в акте, все средства измерений, входящие в состав узлов учета, являются работоспособными, то есть в соответствии с правилами учета все узлы учета могут использоваться для коммерческих расчетов. Налицо явное противоречие: все СИ, входящие в состав узла учета работоспособны, а сам узел является непригодным. Это как?

Далее еще интереснее. Все эти акты были переданы в расчетный центр ПАО «ДЭК», и никто не обратил внимания, что в этих актах все узлы являются непригодными для коммерческого учета.

В ПАО «ДЭК» с октября по декабрь поступили отчеты о теплопотреблении по 3 узлам, кроме узла учета на блоке 1–2 – жилая часть, и на основании этих отчетов были выставлены счета за потребленное тепло.

В октябре отчет о теплопотреблении на блоке 1–2 – жилая часть не подавался, а в ноябре поступил отчет о теплопотреблении этого блока за 5 дней, а именно с 21 по 25 ноября 2018 года.

На основании представленных отчетов ПАО «ДЭК» выставило счета-фактуры за потребленное тепло, по которым возникли вопросы:

Блок 1–2 – жилая часть. По отчету о теплопотреблении данный блок потребил 17 Гкал, а по счету-фактуре 101 Гкал, то есть в 6 раз больше.

Только после обращения в ПАО «ДЭК» выяснилось, что объем потребления по прибору был произведен без показаний прибора (по договорной величине) в связи со сбоем программного комплекса «Пульсар».

Правда, отметим, что в ноябре 2018 года был произведен перерасчет, но это произошло только в связи с тем, что потребитель запросил у ПАО «ДЭК» разъяснения. На ответ ушел месяц.

Блок 1–2 – жилая часть. Отчет за октябрь подан не был, так как прибор находился в ремонте. При этом теплопотребление за октябрь ПАО «ДЭК» рассчитал следующим образом: октябрь 2018 года = (октябрь 2017 года + ноябрь 2017 года + декабрь 2017 года) / 3.

Сразу возникает вопрос: почему использовались только три, а не все месяцы предыдущего отопительного периода?

В ноябре отчет о теплопотреблении был подан, но в штатном режиме прибор работал только последние 5 дней, с 21 по 26 ноября 2018 года.

Расчет был произведен следующим образом: среднечасовое теплопотребление за 5 дней было умножено на 744 ч (количество часов работы в ноябре 2018 года). В результате получили Q = 517 Гкал.

При этом в ответе на обращение ПАО «ДЭК» сослалось на п. 21 правил учета № 124 и на договор о теплоснабжении между потребителем и АО «ДГК».

Но в этих документах прописано: «Если период работы приборов учета составил менее 3 месяцев отопительного периода, то объем тепловой энергии рассчитывается исходя из норматива на отопление и площади помещений».

Если рассчитать теплопотребление исходя из этих документов, то получим Q = 360 Гкал. Видим, что разница при этом составляет 157 Гкал, то есть около 241 000 руб.

Заключение

В заключение можно сделать вывод, что для повышения достоверности учета энергоресурсов в Хабаровске необходимо:

  • Внедрить электронный документооборот потребленных ресурсов, используя автоматизированную систему снятия показаний с узлов учета, внесенную в Госреестр средств измерений РФ и совмещенную с бухгалтерскими программами (например, «1С: Бухгалтерия»). Это позволит организовать сквозной документооборот, начиная со снятия показаний с приборов учета и заканчивая выдачей платежных документов, что, в свою очередь, приведет к сокращению количества «расчетчиков» и ошибок, связанных с человеческим фактором.
  • Создать институт операторов коммерческого учета энергоресурсов и СРО операторов коммерческого учета, приняв соответствующие нормативные документы на уровне правительства Хабаровского края.


Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Финансовые условия вступления и членства в СРО НП «МАЭ»

ВЗНОС

0

ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ

ОТСУТСТВУЕТ

ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ВЗНОС СРО НП «МАЭ»

Отсутствует — 0 рублей! Получите допуск СРО за 1-2 рабочих дня!

Взнос

3000

Компенсационный

фонд

ВЗНОС В КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД СРО НП «МАЭ»

Всего 3000 руб. Компенсационный фонд более 2 млн. рублей!

Взнос

2000

Ежемесячный

членский

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЧЛЕНСКИЙ ВЗНОС СРО НП «МАЭ»

1500 (ФЛ), 2000 (ИП), 2500 (ЮЛ) руб. в месяц.
Скидка при оплате за год!

Целевой взнос

1000

Энергопаспорт -

регистрация

и контроль*

КОНТРОЛЬ ЭНЕРГОПАСПОРТА СРО НП «МАЭ»

От 1000 руб.
Единоразово, повторные поступления
бесплатны!

08.07.2019. Разработаны методические рекомендации для регионов по энергосбережению и повышению энергоэффективности

Разработаны методические рекомендации для регионов по энергосбережению и повышению энергоэффективности

Минэкономразвития разработало методические рекомендации, которые помогут унифицировать деятельность регионов в сферах энергосбережения и энергоэффективности.

Порядок работы систематизирован на основе анализа лучших практик в субъектах РФ.

Подробнее...

06.06.2019. Опубликовано Заключение 474-СШ/Д26вн от 03.06.2019 г. «Об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам»

Опубликовано Заключение 474-СШ/Д26вн от 03.06.2019 г. «Об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам»

Опубликовано Заключение 474-СШ/Д26вн от 03.06.2019 г. «Об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам» к проекту ID 02/08/04-19/00090597 от 15 апреля 2019 г. приказа Минэкономразвития России «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам».

В Справке о результатах запроса экспертных мнений у представителей субъектов предпринимательской и иной деятельности по проекту приказа Минэкономразвития России «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам» указано, что Минэкономразвития России были запрошены экспертные мнения по проекту акта.

Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия» и другие.

Подробнее...

06.06.2019. О внесении изменений в приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 400 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта...»

О внесении изменений в приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 400 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования»

Проект ID 01/02/05-19/00091526 от 22.05.2019 г. «О внесении изменений в приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 400 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» размещен на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.

Разработчик: Минэнерго России. Сотрудник, ответственный за разработку проекта: Панкратова Ирина Юрьевна.

Подробнее...

17.07.2019. Опубликован статистический сборник «ТЭК России – 2018»

Опубликован статистический сборник «ТЭК России – 2018»

Рекордная добыча и экспорт угля, рост производства продукции нефтегазохимии, высокие разведанные запасы нефти, лидерство по запасам природного газа — эти и другие факты, тенденции, а также статистические данные вошли в сборник «ТЭК России», который ежегодно готовят эксперты Аналитического центра.

На фоне положительной динамики мировых угольных рынков российская добыча и экспорт угля в 2018 году достигли рекордных значений, отмечают эксперты. Уверенное развитие угольной добычи укрепило позиции России как 6-го крупнейшего мирового производителя (с долей в 5,3%). По данным таможенной статистики, объемы экспорта угля из России в 2018 году увеличились на 10,6% до 210,3 млн т; в стоимостном выражении прирост составил 26,1% и достиг 17,6 млрд долл.

Подробнее...

17.07.2019. Эксперты обсудили проект закона об основах государственного регулирования цен и тарифов

Эксперты обсудили проект закона об основах государственного регулирования цен и тарифов

Эксперты подгруппы «Энергетика и естественные монополии» Межведомственной рабочей группы по ликвидации системных проблем, сдерживающих развитие бизнеса несырьевого сектора экономики, обсудили федеральный законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)».

Цикл совещаний подгрупп МРГ проходит по поручению президента России для отработки вопросов, которые содержатся в Реестре системных проблем российского бизнеса.

Подробнее...

17.07.2019. Глава набсовета Фонда ЖКХ Сергей Степашин предложил ввести норматив строительства энергоэффективного жилья

Глава набсовета Фонда ЖКХ Сергей Степашин предложил ввести норматив строительства энергоэффективного жилья

16 июля 2019 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось заседание Ассамблеи региональных общественных советов в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства, на котором выступил глава набсовета Фонда ЖКХ Сергей Степашин.

Заседание проходило под председательством главы наблюдательного совета Фонда ЖКХ, председателя Общественного совета при Минстрое России Сергея Степашина. В мероприятии также приняли участие Секретарь Общественной палаты Российской Федерации Валерий Фадеев и заместитель Министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Дмитрий Волков.

Подробнее...

16.07.2019. Минэнерго России налаживет сотрудничество с Японией по вопросам газомоторного транспорта

Минэнерго России налаживет сотрудничество с Японией по вопросам газомоторного транспорта

Токио, 11-12 июля. — Министерство энергетики Россиийской Федерации совместно с Министерством экономики , торговли и промышленности Японии в рамках энергодиалога Россия-Япония организовали семинар по вопросам использования экологически чистых видов топлива на транспорте.

В семинаре приняли участие представители Минпромторга России, Минтранса России, ГК «Росатом», а также отраслевые эксперты и представители ведущих отечественных и японских компаний-автопроизводителей.

Подробнее...

16.07.2019. Специалисты Росатома и УрФУ обсудили технологию получения энергии, разработанную студентом Романом Яговитиным

Специалисты Росатома и УрФУ обсудили технологию получения энергии, разработанную студентом Романом Яговитиным

Специалисты научного дивизиона Госкорпорации «Росатом» и Уральского федерального университета (УРФУ) в ходе рабочей встречи 12 июля в Екатеринбурге обсудили технологию получения экологически чистой энергии, разработанную студентом четвертого курса УРФУ Романом Яговитиным.

Р. Яговитин предложил проект по созданию сложных оксидов для топливных элементов, которые позволят получать экологически чистую энергию и отказаться от использования углеводородных источников топлива.

Подробнее...

16.07.2019. Молодые ученые Тверского ГТУ выиграли президентскую стипендию и гранты РНФ

Молодые ученые из Тверской области выиграли Президентскую стипендию и гранты

Представители Тверской области вошли в число победителей конкурса на получение стипендии Президента РФ для молодых учёных и аспирантов.

Подведены итоги конкурса на получение стипендии Президента РФ в 2019-2021 годах для молодых ученых и аспирантов, занимающихся перспективными научными исследованиями и разработками по приоритетным направлениям модернизации российской экономики.

На конкурс были представлены перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики. Поддержка, развитие творческого и профессионального потенциала молодёжи, содействие в реализации молодёжных инициатив — в числе приоритетных направлений для тверского региона.

Подробнее...

15.07.2019. Правительство внесло в Госдуму законопроект о нормативно-правовом регулировании вопросов электроэнергетики

Правительство внесло в Госдуму законопроект о нормативно-правовом регулировании вопросов электроэнергетики

Распоряжение от 13 июля 2019 года №1526-р. Законопроектом уточняются отдельные аспекты регулирования технологического присоединения энергопринимающих установок, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и Федеральный закон «О теплоснабжении» по вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок» внесён Ростехнадзором.

Подробнее...

15.07.2019. Белгородская ТПП приглашает на XV Белгородский строительный Форум и XVI межрегиональную специализированную выставку «Современный город. Стройиндустрия. Энергетика. Ресурсосбережение. Экология»

Приглашаем на XV Белгородский строительный Форум и XVI межрегиональную специализированную выставку «Современный город. Стройиндустрия. Энергетика. Ресурсосбережение. Экология»

XV Белгородский строительный Форум и XVI межрегиональная специализированная выставка «Современный город. Стройиндустрия. Энергетика. Ресурсосбережение. Экология» пройдут в Белгороде с 08.08.2019 по 10.08.2019 гг.

Основная цель выставки — расширение торгово-экономических связей, развитие инновационной деятельности, создание конкурентоспособной продукции, привлечение специалистов ТЭК и сферы ЖКХ для обмена мнениями, опытом и информацией о потребностях рынка, обеспечение условий для заключения взаимовыгодных договоров между товаропроизводителями и потребителями.

Подробнее...

12.07.2019. 2019 год станет решающим для формирования климатической политики России

2019 год станет решающим для формирования климатической политики России

«Климатическая политика — один из важнейших вопросов глобальной повестки дня в контексте ратификации Парижского климатического соглашения не только для России, но и для мира в целом», — заявил руководитель исследований Департамента по ТЭК и ЖКХ Аналитического центра Александр Курдин, открывая круглый стол «ТЭК России и климатическая политика: обзор мнений об основных проблемах и способах их решения».

В ходе круглого стола эксперты Аналитического центра представили результаты опроса о будущем развитии климатической политики и ее влиянии на ТЭК России. В нем приняли участие представители регуляторных органов, экспертных и природоохранных организаций, а также угледобывающих, нефтегазодобывающих и генерирующих компаний. Респонденты пытались определить приоритетные проблемы отрасли, среднесрочные и долгосрочные цели и выработать предложения по дополнению и корректировке регулирования.

Подробнее...

12.07.2019. Минэнерго России: Ситуация с обеспечением топливом страны стабильна

Минэнерго РФ: Ситуация с обеспечением топливом страны стабильна

В Минэнерго России 11 июля состоялось очередное заседание Штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов. По данным САЦ Минэнерго, анализ производства, отгрузок и наличия товарных остатков нефтяных компаний показывает, что ситуация с обеспечением топливом страны стабильна.

Предприятия нефтепродуктообеспечения, автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме, запасы в большинстве регионов превышают нормативный показатель в 10 суток.

Подробнее...

31.05.2019. Выдача свидетельства (допуска) СРО

Выдача свидетельства (допуска) СРО

СВИДЕТЕЛЬСТВО СРО НП «МАЭ»

№0178-7604175817-31052019-Э0150

Выдано на основании Решения Правления Партнерства члену саморегулируемой организации:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ КОМПАНИЯ "ИНТЕГРАТОР"

ОГРН 1107604002440 ИНН 7604175817

150046, ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ЯРОСЛАВЛЬ, УЛИЦА ГАГАРИНА, 18, 31

Настоящим Свидетельством подтверждается право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования в соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ.

Свидетельство выдано без ограничения срока действия и действительно на всей территории Российской Федерации. Подлежит возврату при выходе из Партнерства.

Подробнее...

13.03.2019. Выдача свидетельства (допуска) СРО

Выдача свидетельства (допуска) СРО

СВИДЕТЕЛЬСТВО СРО НП «МАЭ»

№0176-7842122362-13032019-Э0150

Выдано на основании Решения Правления Партнерства члену саморегулируемой организации:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭЛЕМЕНТ ГРУПП"

ОГРН 1167847454620 ИНН 7842122362

191123, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ГОРОД, УЛИЦА ЧАЙКОВСКОГО, ДОМ 58, ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 9-Н

Настоящим Свидетельством подтверждается право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования в соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ.

Свидетельство выдано без ограничения срока действия и действительно на всей территории Российской Федерации. Подлежит возврату при выходе из Партнерства.

Подробнее...

05.03.2019. Выдача свидетельства (допуска) СРО

Выдача свидетельства (допуска) СРО

СВИДЕТЕЛЬСТВО СРО НП «МАЭ»

№0175-782510842061-05032019-Э0150

Выдано на основании Решения Правления Партнерства члену саморегулируемой организации:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ БОЧКОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

ОГРНИП 316784700153427 ИНН 782510842061

191144, Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Настоящим Свидетельством подтверждается право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования в соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ.

Свидетельство выдано без ограничения срока действия и действительно на всей территории Российской Федерации. Подлежит возврату при выходе из Партнерства.

Подробнее...

21.12.2018. Выдача свидетельства (допуска) СРО

Выдача свидетельства (допуска) СРО

СВИДЕТЕЛЬСТВО СРО НП «МАЭ»

№0174-5403045300-21122018-Э0150

Выдано на основании Решения Правления Партнерства члену саморегулируемой организации:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИНТЭР"

ОГРН 1185476089303 ИНН 5403045300

630024, ОБЛАСТЬ НОВОСИБИРСКАЯ, ГОРОД НОВОСИБИРСК, УЛИЦА СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ, ДОМ 67, ПОМЕЩЕНИЕ 1

Настоящим Свидетельством подтверждается право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования в соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ.

Свидетельство выдано без ограничения срока действия и действительно на всей территории Российской Федерации. Подлежит возврату при выходе из Партнерства.

Подробнее...
АРМ «Энергоаудитор»

АРМ «Энергоаудитор»

Автоматизированное рабочее место для энергоаудиторов

Разработчик: ООО «Центр автоматизации энергосбережения».

Стоимость: 2000 руб. в месяц при покупке на год.

Официальный сайт
АРМ «E-PASS»

АРМ «E-PASS»

Сервис подготовки результатов энергообследования

Разработчик: ООО «Октоника».

Стоимость: 2000 руб. в месяц при покупке на год.

Официальный сайт
Бланк энергетического паспорта XLS

Энергопаспорт XLS

Разработка энергопаспорта с использованием офисного ПО

Составитель бланка: СРО-Э-150.

Стоимость: бесплатно. Требуется OpenOffice или MS Office.

Перейти к материалу

СРО НП «МАЭ» регистрирует и осуществляет контроль энергопаспортов в любом из доступных форматов без каких-либо ограничений.

АРМ «Энергоаудитор» или «E-PASS» приобретается организацией-энергоаудитором самостоятельно, напрямую у производителя. В СРО направляются выгруженные XML энергопаспорта.

Бланк энергетического паспорта XLS скачивается по ссылке. Для работы потребуется только офисное ПО. В СРО направляется заполненный файл.

К энергетическому паспорту необходимо приложить отчет.

Реестр энергетических паспортов

Сведения о поступивших энергопаспортах размещаются в Реестре энергетических паспортов.

Регистрация энергетических паспортов в Минэнерго России

Мы публикуем извещения Минэнерго России, поступившие в адрес СРО НП «МАЭ».

16.01.2019. Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти

Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

Вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2018 г. №221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральный закон принят Государственной Думой 4 июля 2018 года, одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 года.

Подробнее...

15.01.2019. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

В адрес СРО НП «МАЭ» поступило Письмо № 04-29 от 15 января 2019 года о регистрации энергетических паспортов в МИНИСТЕРСТВЕ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Департамент проектного управления и обеспечения деятельности Министерства Минэнерго России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 19 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований» рассмотрел направленные саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Межрегиональный Альянс Энергоаудиторов» (регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования СРО-Э-150) копии энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования (копию энергетического паспорта), и сообщает о регистрации согласно приложению № 1.

Приложение: на 3 л. в 1 экз.

Подробнее...

29.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

В адрес СРО НП «МАЭ» поступило Письмо № 04-2350 от 29 декабря 2018 года о регистрации энергетических паспортов в МИНИСТЕРСТВЕ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Департамент проектного управления и обеспечения деятельности Министерства Минэнерго России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 19 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований» рассмотрел направленные саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Межрегиональный Альянс Энергоаудиторов» (регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования СРО-Э-150) копии энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования (копию энергетического паспорта), и сообщает о регистрации согласно приложению № 1.

Приложение: на 4 л. в 1 экз.

Подробнее...

25.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

В адрес СРО НП «МАЭ» поступило Письмо № 04-2329 от 24 декабря 2018 года о регистрации энергетических паспортов в МИНИСТЕРСТВЕ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Департамент проектного управления и обеспечения деятельности Министерства Минэнерго России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 19 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований» рассмотрел направленные саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Межрегиональный Альянс Энергоаудиторов» (регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования СРО-Э-150) копии энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования (копию энергетического паспорта), и сообщает о регистрации согласно приложению № 1.

Приложение: на 2 л. в 1 экз.

Подробнее...

Cаморегулируемая организация Некоммерческое Партнерство «Межрегиональный Альянс Энергоаудиторов» работает со всеми регионами России.

 8 (499) 394‑40‑61  ea@sro150.ru

По вопросам вступления, членства и получения допуска СРО энергоаудиторов для проведения энергетических обследований (энергоаудита) обращайтесь в СРО НП «МАЭ».