С.Н. Канев, к.т.н., доцент, генеральный директор ООО «Хабаровский центр энергоресурсосбережения»: о достоверности учета тепловой энергии в Хабаровске

Достоверность учета тепловой энергии напрямую связана с обслуживанием узлов учета тепловой энергии (УУТЭ): чем лучше налажена работа по обслуживанию, тем точнее данные приборов учета и наоборот.

Рассмотрим проблемы, существующие в данной области, на примере Хабаровска.

На сегодняшний день достоверность учета тепловой энергии в Хабаровске вызывает большие сомнения. А ведь хабаровская система обслуживания УУТЭ 10–20 лет назад была в числе передовых в Российской Федерации.

Причинами деградации этой системы обслуживания стали, во-первых, несоответствие реалиям сегодняшнего дня нормативно-правовой базы, касающейся сферы обслуживания УУТЭ, а во-вторых, организационные изменения в структуре теплоснабжающей организации (ТСО). Рассмотрим обе причины подробнее.

Причина 1. Несоответствие нормативно-правовой базы

На ухудшение качества работ по обслуживанию повлияли три фактора:

  • В 2013 году приняты новые правила учета тепловой энергии и теплоносителя, которые отменили правила, действовавшие с 1995 года, где было прописано, что работы по обслуживанию узлов учета, связанные с демонтажем, поверкой и ремонтом оборудования, должны выполняться персоналом специализированной организации, имеющей лицензию Главгосэнергонадзора на право выполнения таких работ (п. 9.3). В новых правилах не указано, кто может привлекаться к работам по обслуживанию УУТЭ. Следовательно, обслуживать УУТЭ могут любые физические и юридические лица.
  • В 2011 году были отменены лицензии на ремонт средств измерений, входящих в состав УУТЭ, выдаваемые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. До 2011 года обслуживанием УУТЭ могли заниматься только лицензированные организации, то есть имеющие ремонтно-поверочную базу для ремонта средств измерений, входящих в состав узла учета, и обученный квалифицированный персонал. Теперь право на обслуживание узлов учета имеют любые физические и юридические лица.
  • Внедрение в 2013 году аукционной системы при выборе обслуживающей организации в соответствии с федеральным законом № 44-ФЗ. Основным аргументом при заключении контракта на обслуживание узла учета тепловой энергии стала цена. Используя огрехи в существующем законодательстве, обслуживанием узлов учета тепловой энергии могут заниматься любые юридические и физические лица, не имеющие ни ремонтно-поверочной базы, ни квалифицированных специалистов, предлагающие минимальную цену.

На рынке обслуживания в Хабаровске на сегодняшний день наблюдается около 20 таких подрядчиков-шабашников, которые при проведении закупок в виде аукциона снижают цену от первоначальной цены контракта в 3–5 раз.

Так, при средней цене обслуживания УУТЭ в Хабаровске 2 500–3 000 руб. в месяц подрядчики-шабашники выигрывают аукцион, снижая цены до 600–700 руб. в месяц. При такой цене невозможно окупить расходы на транспорт, ремонт приборов учета, оплату специалистов, а можно только, ничего не делая в действительности, штамповать отчеты на компьютере, данные которых не соответствуют реальным показаниям приборов учета. Были случаи, когда заказчик-потребитель обращался к подрядчику-шабашнику, обслуживающему его узлы учета, с просьбой приехать на объект и проверить работу приборов учета, но в ответ слышал, что за такие деньги никто не приедет и им должны быть благодарны за подачу отчетов в ТСО.

При этом многие подрядчики-шабашники даже не осматривают обслуживаемые узлы учета, хотя некоторые из них вообще не функционируют. Отчеты о теплопотреблении, наштампованные на компьютере, регулярно подаются в ТСО, которая их принимает и не проверяя выставляет на основании этих данных счета потребителю. Вот лишь малый пример некоторых жалоб:

  • в гимназиях № 7 и 8 не видели ни отчетов о теплопотреблении, ни сервисного инженера с момента начала обслуживания;
  • администрация городского общеобразовательного образования «Маленький принц» только через 5 месяцев поняла, что в ТСО не подаются отчеты о теплопотреблении;
  • гимназия № 3 отказалась работать с обслуживающей организацией из-за низкой квалификации сервисного инженера, который не мог настроить оборудование АИТП.

А ведь узлы учета тепловой энергии и автоматизированные тепловые пункты – это объекты повышенной опасности, и к их эксплуатации (обслуживанию) должны привлекаться только те лица, которые в соответствии с правилами эксплуатации таких объектов получили соответствующее обучение и имеют разрешение на проведение таких работ. Однако это обстоятельство не принимается во внимание, а недобросовестные подрядчики даже жалуются в антимонопольный комитет, когда заказчики вносят в техническую аукционную документацию требование о наличии опыта работы и квалифицированных специалистов.

Укажем еще на одно несоответствие нормативно-правовой базы. В соответствии с законодательством РФ в области теплоснабжения для объектов ЖКХ приоритетным является Жилищный кодекс РФ, а для других объектов – Гражданский кодекс РФ. Иногда требования этих двух документов не соответствуют друг другу, из-за чего возникают противоречия при расчетах за потребленную тепловую энергию (см. пример).

Пример. Произошел спор между потребителем (ТСЖ) и теплоснабжающей организацией (ТСО) в части оплаты коммунального ресурса на нужды теплоснабжения в МКД при временном отключении приборов учета тепла. В этом случае определение фактического отпуска тепловой энергии производится расчетным путем. ТСО начислила потребителю плату за потребленное тепло, руководствуясь нормами Гражданского кодекса РФ по проектной договорной нагрузке, а ТСЖ потребовало начислить плату по нормам Жилищного кодекса РФ с учетом нормативов потребления коммунального ресурса на отопление и ГВС.

При этом годовая разница между начисленным по счетам-фактурам ТСО и начисленным в соответствие с нормативами составила 28 707 руб.

УФАС признало ТСО виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, и применило к ТСО меру ответственности в виде административного штрафа в размере 1 072 140 руб., т. е. одной сотой от выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение (Постановление № 1 УФАС по Хабаровскому краю «О наложении штрафа по делу № 3-04/3 об административном правонарушении» от 6 апреля 2010 года).

Причина 2. Организационные изменения в структуре ТСО

На территории Хабаровского края действуют две энергоснабжающие организации, входящие в структуру ПАО «РусГидро»: поставщик тепловой энергии – АО «ДГК» и поставщик электроэнергии – ПАО «ДЭК». С 1 апреля 2018 года часть функций теплоснабжения была передана от АО «ДГК» в ПАО «ДЭК». Формально это связано с введением единой квитанции за тепло и электроэнергию для жителей Хабаровского края.

АО «ДГК»:

  • сторона по договорам теплоснабжения;
  • выдача технических условий (ТУ) на присоединение и установку приборов учета;
  • расторжение договоров и переход на прямые расчеты;
  • технический аудит объектов и УУТЭ потребителей.

ПАО «ДЭК»:

  • функции расчетного центра по двум видам энергии (электрическая и тепловая);
  • оформление договоров теплоснабжения;
  • контроль сроков поверки приборов;
  • прием жалоб и обращений по вопросам расчетов за тепловую энергию;
  • прием и обработка показаний приборов учета;
  • формирование счетов, счетов-фактур, актов приемки-передачи показаний.

При этом заметим, что плата за потребленное тепло поступает на расчетный счет АО «ДГК».

Это перераспределение еще более ухудшило ситуацию в области достоверности учета тепловой энергии и теплоносителя:

Во-первых, функция контроля за приборами учета осталась в АО «ДГК», а приемка и проверка отчетов потребителей о теплопотребления объекта отдана ПАО «ДЭК». В результате проверка работоспособности узла учета и готовность его к эксплуатации перед отопительным периодом превратилась в формальность.

Поясню это обстоятельство. Подобную проверку в городе Хабаровске проводит структурное подразделение АО «ДГК», которое называется СИНИД. Сегодня это чисто формальная процедура, которая никак не влияет на достоверность показаний приборов учета. Перед проверкой потребитель обязан предоставить в СИНИД множество документов, которых нет в правилах учета, но есть в регистре АО «ДГК», например оформленный надлежащим образом акт пломбирования оборудования от границы балансовой принадлежности до узла учета. При проверке подтверждается наличие пломб ТСО на оборудовании, не входящем в состав узла учета, а именно на грязевиках, фильтрах, кранах и так далее, что не влияет на достоверность показаний приборов учета. При этом работоспособность приборов учета проверяется чисто формально, а достоверность показаний вообще не проверяется.

Бывают случаи, когда приборы учета полностью неработоспособны, а в акте указывается, что они пригодны для осуществления коммерческого учета. Архивы теплосчетчиков не проверяются, а в некоторых случаях они вообще отсутствуют. Сверка показаний, полученных из архивов теплосчетчика и предоставленных в отчете о теплопотребления объекта, не проводится, а это один из важнейших показателей достоверности учета.

Иногда доходит до абсурда: в акте констатируется, что все средства измерения (СИ), входящие в состав узла учета, находятся в работоспособном состоянии, но узел учета при этом является непригодным для коммерческого учета – это нонсенс и это противоречит Правилам учета.

Данные акты проверки передаются в расчетно-кассовый центр ПАО «ДЭК». Специалисты этого центра непонятным образом фильтруют эти акты и используют их при выставлении счетов за потребленное тепло.

Специалисты центра принимают любые отчеты о теплопотреблении от потребителей и выставляют на основе этих отчетов счета за тепло. При этом вид и форма этих отчетов не прописаны ни в одном из документов: ни в правилах учета, ни в договорах на теплоснабжение. Расчетчики принимают от потребителей все отчеты, но не проверяют их правильность, так как такая процедура отсутствует.

Бывают различные ситуации.

  • Акты проверки отсутствуют. В таком случае, как правило, расчетчики не обращают на это внимания и выставляют счета на основании данных, приведенных в отчете.
  • Акты проверки есть, но в них указано, что узел учета не может использоваться для коммерческих расчетов. В этом случае примерно в половине случаев отчеты о теплопотреблении бракуются и счета выставляются с использованием расчетных методов. В остальных случаях отчеты считаются действительными, хотя узел учета неработоспособен, а счета выставляются на основе этого отчета. Причем по какому принципу происходит эта выборка, никто не знает. «Достоверность» учета налицо!

Во-вторых, в разы увеличилось количество расчетчиков, но квалификация их снизилась.

Раньше отчеты о теплопотреблении принимал абонентский отдел ХТСК АО «ДГК» в составе около 20 человек, и работал он совместно с СИНИД и договорным отделом ХТСК. При этом специалисты-расчетчики, как правило, имели инженерное теплотехническое образование и хорошо разбирались с вопросами учета тепла.

На сегодняшний день в Хабаровске имеется около 6 центров обслуживания клиентов, которые принимают отчеты о теплопотреблении потребителей, и в каждом из них не менее 20 сотрудников, которые в большинстве случаев не имеют даже технического образования, не говоря уже о теплотехническом. Каждый из этих сотрудников имеет приличную зарплату, то есть увеличиваются расходы ЭСО, а следовательно, и тариф на тепло. На их квалификацию указывает тот факт, что они не могут дать внятного ответа на большинство вопросов.

Приведу лишь один пример. ТСЖ «Семь ветров» в мае сдало отчет о теплопотреблении МКД в расчетный центр ПАО «ДЭК» на основании показаний общедомового прибора учета тепла, что было подтверждено входящей записью ПАО «ДЭК» на письме ТСЖ. В соответствии с этим отчетом плата за потребленное тепло должна была составить около 10 000 руб. Однако ТСЖ получило от ПАО «ДЭК» счет на оплату в размере 60 000 руб. При обращении в ПАО «ДЭК» за разъяснением, откуда взялась такая сумма, никто не смог дать внятного ответа. Сначала сослались на то, что ТСЖ не предоставило в ПАО «ДЭК» отчет о теплопотреблении, а потом, когда это не подтвердилось, было сказано, что сотрудник, принимавший отчеты, уволился и никто ничего сказать не может. Затем были принесены извинения и проведен перерасчет платежей.

Наличие большого количества расчетчиков объясняется не только их низкой квалификацией, но и низкой эффективностью работы в целом. В век цифровых технологий алгоритм работы такой: представитель потребителя передает в центр отчет о теплопотреблении или на бумажном носителе, или в электронном виде. Затем данные из этого отчета расчетчик вручную переносит в таблицу в программе Excel, и на основании этих данных выписываются акты приемки-передачи показаний и счета-фактуры на оплату. Представитель потребителя получает в расчетном центре под подпись эти документы, забирает и подписывает акт и снова приносит его в расчетный центр. То есть потребитель должен как минимум два-три раза посетить расчетный центр и отстоять очередь.

Цифровизация учета энергоносителей

Выход из ситуации – автоматизировать процедуру учета и тепла, и электроэнергии, что мы и предлагали ПАО «РусГидро». Еще 10 лет назад мы продемонстрировали представителям Хабаровской теплосетевой компании (ХТСК) программу автоматизированного учета энергоресурсов «ЛЭРС УЧЕТ», позволяющую в течение нескольких минут в режиме удаленного доступа формировать как отчет о теплопотреблении конкретного объекта, так и счет-фактуру для оплаты поставленного тепла. Несмотря на то, что программа была оценена по достоинству и предлагалась бесплатно, решения по ее использованию не последовало. К настоящему времени она установлена более чем на 100 000 объектах и ее используют как потребители, так и энергоснабжающие организации, и не только в Хабаровске.

Несмотря на указы президента и постановления Правительства РФ о цифровизации, работа в направлении учета энергоресурсов в Хабаровске практически отсутствует. Все упирается в человеческий фактор: чиновникам это неинтересно. Ведь внедрение цифровизации в области учета энергоресурсов приводит к прозрачности расчетов и, следовательно, к их достоверности.

Отметим, что в некоторых регионах России ситуация с достоверностью учета не такая удручающая, например в Казани. В АО «ТатЭнерго» отчеты о теплопотреблении абонентов не просто принимаются, но и определенным образом обрабатываются, и при этом часть из них выбраковывается.

Обработка отчетов производится в два этапа и выполняется двумя различными отделами.

  • Первый – «прибористы», которые анализируют корректность представленных отчетов и выбраковывают часть из них. При этом производится сверка данных, представленных в отчете, с данными, полученными непосредственно из архива теплосчетчика.
  • Второй – «расчетчики». Обработанные «прибористами» отчеты поступают к «расчетчикам», которые корректируют эти отчеты при работе приборов в нештатных ситуациях. А это очень трудоемкий процесс потому, что законодатель установил множество алгоритмов расчета при работе прибора в нештатных ситуациях.

До автоматизации процесса обработки в конце месяца оба отдела работали сверхурочно, без выходных и праздничных дней (аналогичная картина сегодня в Хабаровске). Вот тут-то и возникали ошибки в начислениях из-за человеческого фактора.

При этом отклонение начисления по закону хотя бы на 1 коп. могло стать причиной многомиллионного штрафа от антимонопольного органа.

Чтобы улучшить работу в АО «ТатЭнерго» была создана и внедрена автоматизированная система, обеспечивающая ежесуточный съем архивных данных с приборов учета тепловой энергии и ГВС, что позволило:

  • существенно сократить период расчетов (на 3 дня!);
  • сократить число посещений потребителями офисов по работе с клиентами и количество обращений по вопросу перерасчетов;
  • уменьшить количество «прибористов» и «расчетчиков»;
  • сделать информацию о теплопотреблении прозрачной и достоверной;
  • фиксировать факты воровства;
  • увеличить плату за тепло на 1 % с каждого отчета о теплопотреблении.

Однако в большинстве других регионов РФ ситуация с достоверностью учета тепловой энергии аналогична хабаровской, например в Дмитровграде Ульяновской области.

  • Сервисные организации, как правило, работают по доверенности от потребителя на право предоставления отчетности поставщику. При этом потребитель полностью самоустраняется от объективного контроля показаний приборов учета, контроля технического состояния узла учета и работ по его обслуживанию.
  • Сервисная организация скрывает факт неработоспособности узла учета от ЭСО и потребителя и тем самым утаивает факт невыполнения работ по договору на техническое обслуживание.
  • Сервисная организация фальсифицирует отчетные данные, чтобы скрыть факт неработоспособности узла учета. При этом фальсификация происходит таким образом, чтобы ЭСО не задавала вопросов по содержанию отчетности, а потребитель не интересовался фактическим положением дел по узлу учета. При таком подходе узел учета можно совсем не обслуживать, а просто подавать отчеты в ЭСО, даже не посещая объект. При этом узел учета содержится в необслуживаемом режиме, постепенно приходя в упадок.
  • Выбор подрядной сервисной организации производится на основании аукционных процедур, где основным и единственным критерием является цена. Срок сервисного контракта составляет не более года, а это означает, что контракт заключается с тем подрядчиком, который предлагает минимальную демпинговую цену, заранее зная, что не будет проводить техническое обслуживание узла учета и что для него это будет иметь вид ренты.

В этом случае узлы учета, не получая адекватного обслуживания, постепенно «деградируют», но это не происходит в одно мгновение. Какое-то количество узлов все равно остается в рабочем состоянии до конца контракта, а это означает, что на протяжении всего срока контракта плата за обслуживание будет поступать.

Это и привлекает недобросовестных хозяйствующих субъектов к данному виду работ. При этом они четко знают, что никакой ответственности за некачественное обслуживание они не несут.

Ситуация с обслуживанием в Дмитровграде – это копия ситуации в Хабаровске, один в один. Я думаю, что в большинстве других регионов РФ ситуация аналогична.

Выход из ситуации — cоздание института операторов коммерческого учета энергоресурсов

Первым шагом для выхода из создавшейся ситуации является создание института операторов коммерческого учета энергоресурсов (далее – ОКУ ЭР). ОКУ ЭР – это независимая организация, которая играет роль буфера между поставщиком и потребителем энергоресурсов, разрешая конфликтные ситуации в области учета между этими сторонами.

Главная цель ОКУ ЭР – объективный контроль за достоверностью измерений энергоресурсов, то есть обеспечение достоверности учета энергоресурсов. Основные задачи ОКУ ЭР:

  • повышение качества обслуживания УУТЭ;
  • сбор, анализ и передача получаемой от приборов учета информации заинтересованным лицам;
  • повышение достоверности учета за счет внедрения автоматизированных систем учета энергоресурсов, то есть обеспечение прозрачности расчетов при оплате тепловой энергии.

Нормативно-законодательная база по созданию в РФ на сегодняшний день отсутствует. Существует концепция проекта федерального закона «Об организации коммерческого учета энергоресурсов на розничном рынке», где прописаны общие положения, но уже более 5 лет она остается концепцией и не приняла форму закона.

Несмотря на отсутствие нормативной базы в отдельных регионах появились ОКУ ЭР. Так, например, в Москве в 2013 году создан единый независимый оператор коммерческого учета ГБУ «ЕИРЦ», который осуществляет эксплуатацию общедомовых узлов учета, снятие и предоставление на договорной основе показаний узлов учета ОАО «МОЭК» и управляющим компаниям. За ОАО «МОЭК» в сфере коммерческого учета тепла остается только выдача технических условий на установку и допуск в эксплуатацию общедомовых приборов учета. При этом никаких нареканий со стороны антимонопольного органа на нарушение антимонопольного законодательства не поступало. В Санкт-Петербурге создан ОКУ ЭР на базе консорциума «Логика-энергомонтаж», который занимается всем комплексом работ, связанных с монтажом и обслуживанием узлов учета тепловой энергии.

Создание саморегулируемой организации операторов коммерческого учета энергоресурсов

Следующим шагом после создания ОКУ ЭР является объединение их в саморегулируемые организации (далее – СРО «ОКУ ЭР»).

Главной целью образования СРО «ОКУ ЭР» является формирование единого методологического подхода, системы стандартов и правил по монтажу, техническому обслуживанию и эксплуатации узлов учета, что гарантирует надежность, защищенность, достоверность учета энергоресурсов и защищает рынок данного вида услуг от недобросовестных сервисных организаций.

Несмотря на то, что в России на сегодняшний день отсутствует нормативная база по созданию СРО «ОКУ ЭР», в некоторых регионах такие организации действуют на добровольной основе, например: СРО НП «ЭСМО» в Москве – вид деятельности: обслуживание узлов учета тепловой энергии; СРО «Ассоциация ОППУ «Метрология энергосбережения» в Санкт-Петербурге, в состав которых входят организации из разных регионов РФ.

Несмотря на то, что эти СРО не имеют под собой законодательной базы и действуют на добровольной основе, энергосберегающие организации в отдельных регионах признают эти СРО и взаимодействуют с ними.

Несколько примеров

В заключение приведу пару конкретных примеров по МКД, расположенным в Хабаровске.

Пример 1. Ул. Магнитогорская, д. 6

Собственнику квартиры № 65 была начислена ПАО «ДЭК» плата за отопление в ноябре 2018 года по нормативам, несмотря на то, что дом оборудован общедомовым прибором учета тепла и что отчет о теплопотреблении был принят ПАО «ДЭК». Разница составила 1 000 руб. в месяц с квартиры или около 100 000 руб. с МКД.

Пример 2. Ул. Пионерская, д. 1

Данный МКД оборудован 4 общедомовыми приборами учета (ОДПУ): блок 1–2 – жилая часть; блок 1–2 – нежилая часть; блок 3 – жилая часть; блок 3 – нежилая часть. Все 4 ОДПУ приняты АО «ДГК» в качестве коммерческих, о чем имеются соответствующие акты ввода в эксплуатацию.

В 2017–2018 годах (по июнь) данный дом находился на сервисном обслуживании в организации ООО «Интерфейс-Сервис». В августе 2018 года договор на сервисное обслуживание был заключен с ООО «ЛЭРС», специалисты которой обследовали все 4 ОДПУ.

В результате один из ОДПУ (на блоке 1–2 – жилая часть) был признан непригодным из-за того, что в теплосчетчике отсутствовали архивные показания с августа 2017 года. Проверка его работоспособности на проливочном стенде показала:

  • теплосчетчик фиксирует мгновение численные значения измеряемых параметров, но не архивирует их в память прибора, выдавая ошибку;
  • теплосчетчик является «виртуально исправным», так как проходит поверку в соответствии с методикой поверки, в которой отсутствует проверка архивов, но на самом деле является неработоспособным и не может использоваться для коммерческих расчетов в соответствии с правилами учета.

Дополнительный осмотр теплосчетчика показал, что он имеет механические повреждения: повреждена пластмассовая крышка, закрывающая плату, на которой находится узел управления и регулирования (см. рис.), что позволяет осуществлять несанкционированный доступ к узлу регулирования. Отметим, что пломба госповерителя при этом не повреждена.

Изменение СДЗ в течение первых 15 лет срока окупаемости системы

Далее данный прибор КМ-5-4 был отправлен в сервисный центр ТБН «Энергосервис», который ответил, что:

  • причина неисправности – механические повреждения ряда электронных компонентов платы;
  • последняя архивная запись в приборе сделана 23 августа 2017 года, далее записи отсутствуют.

То есть с августа 2017 года теплосчетчик был неисправен и не мог использоваться для коммерческих расчетов.

17 октября 2017 года СИНИД АО «ДГК» был составлен акт проверки работоспособности данного узла учета (блок 1–2 – жилая часть), в соответствии с которым было установлено, что все средства измерений, входящие в состав узла учета, находятся в работоспособном состоянии. Это подтверждается представленной почасовой ведомостью непрерывной работы узла учета в течение 3 суток. Узел учета допускается в эксплуатацию для расчетов за тепловую энергию и теплоноситель. Отметим, что при этом теплосчетчик не был работоспособным и в нем отсутствовали архивные показания, а это означает, что инспектор СИНИД не проверял архив прибора, а удовлетворился представленной ему поддельной ведомостью.

Этот акт был передан в расчетный центр, и на основании него от ООО «Интерфейс-Сервис» с ноября 2017 года по май 2018 года принимались «виртуальные» отчеты о теплопотреблении, изготовленные на компьютере, и на основании их выставлялись счета за потребленное тепло.

То есть прослеживается цепочка: ООО «Интерфейс-Сервис» изготавливает поддельные отчеты о теплопотреблении, подлинность которых не проверяет АО «ДГК». Эти отчеты принимает ПАО «ДЭК», тоже их не проверяет, и на основании этих «виртуальных» отчетов выставляются счета за тепло. Налицо «достоверный учет». Если бы не сменилась сервисная организация, то это продолжалось бы и в следующем отопительном периоде.

6 октября 2018 года СИНИД АО «ДГК» обследовал все 4 узла учета и составил акт о работоспособности, из которого следует, что все 4 узла являются непригодными для коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя. Однако при этом, как указано в акте, все средства измерений, входящие в состав узлов учета, являются работоспособными, то есть в соответствии с правилами учета все узлы учета могут использоваться для коммерческих расчетов. Налицо явное противоречие: все СИ, входящие в состав узла учета работоспособны, а сам узел является непригодным. Это как?

Далее еще интереснее. Все эти акты были переданы в расчетный центр ПАО «ДЭК», и никто не обратил внимания, что в этих актах все узлы являются непригодными для коммерческого учета.

В ПАО «ДЭК» с октября по декабрь поступили отчеты о теплопотреблении по 3 узлам, кроме узла учета на блоке 1–2 – жилая часть, и на основании этих отчетов были выставлены счета за потребленное тепло.

В октябре отчет о теплопотреблении на блоке 1–2 – жилая часть не подавался, а в ноябре поступил отчет о теплопотреблении этого блока за 5 дней, а именно с 21 по 25 ноября 2018 года.

На основании представленных отчетов ПАО «ДЭК» выставило счета-фактуры за потребленное тепло, по которым возникли вопросы:

Блок 1–2 – жилая часть. По отчету о теплопотреблении данный блок потребил 17 Гкал, а по счету-фактуре 101 Гкал, то есть в 6 раз больше.

Только после обращения в ПАО «ДЭК» выяснилось, что объем потребления по прибору был произведен без показаний прибора (по договорной величине) в связи со сбоем программного комплекса «Пульсар».

Правда, отметим, что в ноябре 2018 года был произведен перерасчет, но это произошло только в связи с тем, что потребитель запросил у ПАО «ДЭК» разъяснения. На ответ ушел месяц.

Блок 1–2 – жилая часть. Отчет за октябрь подан не был, так как прибор находился в ремонте. При этом теплопотребление за октябрь ПАО «ДЭК» рассчитал следующим образом: октябрь 2018 года = (октябрь 2017 года + ноябрь 2017 года + декабрь 2017 года) / 3.

Сразу возникает вопрос: почему использовались только три, а не все месяцы предыдущего отопительного периода?

В ноябре отчет о теплопотреблении был подан, но в штатном режиме прибор работал только последние 5 дней, с 21 по 26 ноября 2018 года.

Расчет был произведен следующим образом: среднечасовое теплопотребление за 5 дней было умножено на 744 ч (количество часов работы в ноябре 2018 года). В результате получили Q = 517 Гкал.

При этом в ответе на обращение ПАО «ДЭК» сослалось на п. 21 правил учета № 124 и на договор о теплоснабжении между потребителем и АО «ДГК».

Но в этих документах прописано: «Если период работы приборов учета составил менее 3 месяцев отопительного периода, то объем тепловой энергии рассчитывается исходя из норматива на отопление и площади помещений».

Если рассчитать теплопотребление исходя из этих документов, то получим Q = 360 Гкал. Видим, что разница при этом составляет 157 Гкал, то есть около 241 000 руб.

Заключение

В заключение можно сделать вывод, что для повышения достоверности учета энергоресурсов в Хабаровске необходимо:

  • Внедрить электронный документооборот потребленных ресурсов, используя автоматизированную систему снятия показаний с узлов учета, внесенную в Госреестр средств измерений РФ и совмещенную с бухгалтерскими программами (например, «1С: Бухгалтерия»). Это позволит организовать сквозной документооборот, начиная со снятия показаний с приборов учета и заканчивая выдачей платежных документов, что, в свою очередь, приведет к сокращению количества «расчетчиков» и ошибок, связанных с человеческим фактором.
  • Создать институт операторов коммерческого учета энергоресурсов и СРО операторов коммерческого учета, приняв соответствующие нормативные документы на уровне правительства Хабаровского края.


Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Финансовые условия вступления и членства в СРО НП «МАЭ»

ВЗНОС

0

ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ

ОТСУТСТВУЕТ

ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ВЗНОС СРО НП «МАЭ»

Отсутствует — 0 рублей! Получите допуск СРО за 1-2 рабочих дня!

Взнос

3000

Компенсационный

фонд

ВЗНОС В КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД СРО НП «МАЭ»

Всего 3000 руб. Компенсационный фонд более 2 млн. рублей!

Взнос

2000

Ежемесячный

членский

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЧЛЕНСКИЙ ВЗНОС СРО НП «МАЭ»

1500 (ФЛ), 2000 (ИП), 2500 (ЮЛ) руб. в месяц.
Скидка при оплате за год!

Целевой взнос

1000

Энергопаспорт -

регистрация

и контроль*

КОНТРОЛЬ ЭНЕРГОПАСПОРТА СРО НП «МАЭ»

От 1000 руб.
Единоразово, повторные поступления
бесплатны!

10.10.2019. Подписано Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 г. № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

Подписано Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 г. № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, ... воды»

9 октября 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 г. № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды».

Постановление вступит в силу 17 октября 2019 г.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» Правительство России утвердило требования к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды. Минэкономразвития России должно утвердить до 31 марта 2020 г. методические рекомендации по определению потенциала для указанного снижения.

Подробнее...

30.08.2019. Опубликован приказ Минэкономразвития России от 19.08.2019 г. № 520 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 16 июля 2018 г. № 366 «О создании Межведомственной рабочей группы...»

Опубликован Приказ Минэкономразвития России от 19.08.2019 г. № 520 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 16 июля 2018 г. № 366 «О создании Межведомственной рабочей группы...»

В приказ Минэкономразвития России от 16 июля 2018 г. № 366 «О создании Межведомственной рабочей группы по эффективному взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» вносятся изменения согласно приложению.

В приложении к приказу Минэкономразвития России от 19.08.2019 г. № 520 приводится утвержденный указанным приказом Состав Межведомственной рабочей группы по эффективному взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Подробнее...

05.08.2019. Минэкономразвития России разработана методика расчета энергоемкости ВВП

Разработана методика расчета энергоемкости ВВП

Минэкономразвития России разработало методику расчета энергоемкости ВВП, результаты которой будут публиковаться в ежегодном государственном докладе о состоянии в области энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации.

От текущего подхода к оценке энергоемкости ВВП, который использует Росстат, новую методику отличают две ключевые особенности.

Подробнее...

22.10.2019. Минэнерго России планирует через месяц внести в кабмин энергостратегию до 2035 года

Минэнерго планирует через месяц внести в кабмин энергостратегию до 2035 года

Минэнерго России планирует внести в правительство энергостратегию до 2035 года через месяц, сообщил глава министерства Александр Новак.

«У нас как задача стоит внести в правительство в этом году стратегию. У нас сейчас проходит обсуждение публичное, и плюс мы на следующей неделе разошлём проект стратегии в федеральные органы власти для того, чтобы через месяц внести в правительство РФ», — сказал Александр Новак.

Подробнее...

22.10.2019. Названы регионы России с самым доступным газом

Названы регионы России с самым доступным газом

Больше всего сетевого газа на свои среднемесячные зарплаты (за вычетом НДФЛ) могут купить жители Ямало-Ненецкого автономного округа — немногим более 20 тыс. куб. м.

Об этом говорится в исследовании «РИА Новости», опубликованном в понедельник, 21 октября.

Также в список лидеров входят Ненецкий автономный округ, Сахалинская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра и Москва, где на среднюю зарплату можно купить более 10 тыс. куб. м газа. Во всех вышеперечисленных регионах зарплаты находятся на высоком уровне, при этом все они, за исключением Москвы, являются крупнейшими газодобывающими провинциями страны.

Подробнее...

22.10.2019. Международная выставка газобаллонного, газозаправочного оборудования и техники на газомоторном топливе GasSuf 2019 открылась сегодня

22 октября открывается международная выставка GasSuf 2019

Сегодня, 22 октября, открылась 17-я Международная выставка газобаллонного, газозаправочного оборудования и техники на газомоторном топливе — GasSuf 2019.

Выставка пройдет с 22 по 24 октября 2019 года, в Москве, КВЦ Сокольники, пав. 4.

GasSuf ознакомит специалистов с новыми продуктами рынка и эффективными решениями от ведущих российских и зарубежных производителей. В этом году в выставке примут участие порядка 60 компаний из 13 стран мира.

Подробнее...

21.10.2019. Комитет Государственной Думы по энергетике провел в г. Симферополе выездной круглый стол, посвященный энергетической безопасности и перспективам развития энергетики Крыма и Севастополя

Комитет Государственной Думы по энергетике провел в г. Симферополе выездной круглый стол, посвященный энергетической безопасности и перспективам развития энергетики Крыма и Севастополя

Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный, открывая мероприятие, поблагодарил принимающую сторону за предоставленную возможность посетить объекты энергетической инфраструктуры и лично оценить успехи, достигнутые в сфере решения энергетических проблем региона с 2014 года.

Глава Республики Крым Сергей Аксёнов поблагодарил представителей федерального парламента за поддержку законодательных инициатив Республики Крым и обозначил задачи, которые предстоит решить в ближайшее время. Это повышение уровня газификации региона, модернизация электосетевого хозяйства, развитие рынка газомоторного топлива, что особенно важно для курортного региона с точки зрения экологии, и снижение розничных цен на топливо.

Подробнее...

21.10.2019. Омский филиал Россети Сибирь вошел в ТОП-10 российского рейтинга энергоэффективности

Омский филиал Россети Сибирь вошел в ТОП-10 российского рейтинга энергоэффективности

Омский филиал компании «Россети Сибирь» вошел в «десятку» лидеров рейтинга снижения потерь электроэнергии в сетях среди российских энергокомпаний.

Ежегодный рейтинг энергетической эффективности сформирован Минэнерго РФ по итогам 2018 года. Эксперты оценивали отклонение фактических потерь от нормативных и динамику отклонения фактических потерь от нормативных из года в году. Эти данные в наибольшей степени отражают эффективность проделанной менеджментом компаний работы в области сокращения потерь.

Подробнее...

21.10.2019. Липецкая область представила в Фонд ЖКХ заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств госкорпорации на проведение энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов

Липецкая область представила в Фонд ЖКХ заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств госкорпорации на проведение энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов

18 октября 2019 года государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию ЖКХ принята к рассмотрению заявка Липецкой области на получение финансовой поддержки за счет средств Фонда для проведения энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов.

Напомним, с текущего года в субъектах Российской Федерации в соответствии с принятым 11 февраля 2019 года постановлением Правительства РФ №114 возобновлены механизмы предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 января 2017 года №18.

Подробнее...

18.10.2019. На сумму более чем 380 млн рублей выявлено фактов бездоговорного и безучетного потребления электрической энергии в Подмосковье

На сумму более чем 380 млн рублей выявлено фактов бездоговорного и безучетного потребления электрической энергии в Подмосковье

С начала текущего года специалисты сетевых компаний региона выявили более 200 фактов бездоговорного и безучетного использования электроэнергии в Подмосковье в объеме более 125 млн кВтч.

Энергетиками составлено более 900 актов о хищении электроэнергии.

Подробнее...

18.10.2019. Цена электроэнергии в РФ может вырасти на 25%

Цена электроэнергии в РФ может вырасти на 25%

Розничные цены на электроэнергию в России к 2030 г. могут подняться на 25%.

К такому выводу пришли эксперты Международного валютного фонда.

В докладе МВФ «Бюджетный мониторинг» говорится, что налог на углеродные выбросы в размере $75 за тонну приведет к росту стоимости электричества для потребителей. Однако если, например, во Франции рост составит лишь 2%, то в Южной Африке — уже 89%. Все зависит от доли угля в энергобалансе государства.

Подробнее...

18.10.2019. В ходе визита руководства Фонда содействия реформированию ЖКХ в Тамбовскую область был изучен опыт Регионального Центра энергосбережения по подготовке проектов энергоэффективного капремонта многоквартирных домов

В ходе визита руководства Фонда содействия реформированию ЖКХ в Тамбовскую область был изучен опыт Регионального Центра энергосбережения по подготовке проектов энергоэффективного капремонта многоквартирных домов

В ходе рабочего визита руководства ГК — Фонда содействия реформированию ЖКХ в Тамбовскую область директор Департамента мониторинга региональных систем капитального ремонта и экспертно-методического обеспечения Татьяна Кузьмина посетила ОГБУ «Региональный центр энергосбережения».

Директор Центра Олег Кадыков продемонстрировал сотрудникам Фонда экспозицию демонстрационно-образовательного центра «Энэфтика», на которой представлены наиболее современные технологии энергосбережения и повышения энергоэффективности, в том числе в жилищном секторе. С помощью имеющихся экспонатов, действующих моделей, макетов и интерактивных презентаций сотрудники Центра проводят обучение специалистов и студентов профильных специальностей, а также консультируют руководителей управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК по вопросам повышения энергоэффективности их домов.

Подробнее...

17.10.2019. Состоялось заседание Комиссии по созданию и вводу ГИС ТЭК в эксплуатацию

Состоялось заседание Комиссии по созданию и вводу ГИС ТЭК в эксплуатацию

Москва, 16 октября. — Под председательством Министра энергетики Российской Федерации Александра Новака с участием руководства Российского энергетического агентства Минэнерго России, федеральных органов исполнительной власти, представителей компаний ТЭК, а также экспертного сообщества состоялось заседание Комиссии по созданию и вводу в эксплуатацию государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК).

Ключевыми вопросами повестки заседания Комиссии стали подведение итогов проведения приемочных испытаний ГИС ТЭК и обсуждение ее готовности к вводу в эксплуатацию.

Подробнее...

07.10.2019. Выдача свидетельства (допуска) СРО

Выдача свидетельства (допуска) СРО

СВИДЕТЕЛЬСТВО СРО НП «МАЭ»

№0186-2320225568-07102019-Э0150

Выдано на основании Решения Правления Партнерства члену саморегулируемой организации:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГРАДТЕХПРОЕКТ"

ОГРН 1142366013976 ИНН 2320225568

354000, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД СОЧИ, УЛИЦА КОНСТИТУЦИИ СССР, 24 А

Настоящим Свидетельством подтверждается право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования в соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ.

Свидетельство выдано без ограничения срока действия и действительно на всей территории Российской Федерации. Подлежит возврату при выходе из Партнерства.

Подробнее...

01.10.2019. Выдача свидетельства (допуска) СРО

Выдача свидетельства (допуска) СРО

СВИДЕТЕЛЬСТВО СРО НП «МАЭ»

№0185-212410988301-01102019-Э0150

Выдано на основании Решения Правления Партнерства члену саморегулируемой организации:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ НЕКРАСОВ АЛЕКСАНДР ЭДУАРДОВИЧ

ОГРНИП 319213000053350 ИНН 212410988301

428027, ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА, Г. ЧЕБОКСАРЫ

Настоящим Свидетельством подтверждается право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования в соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ.

Свидетельство выдано без ограничения срока действия и действительно на всей территории Российской Федерации. Подлежит возврату при выходе из Партнерства.

Подробнее...

16.09.2019. Выдача свидетельства (допуска) СРО

Выдача свидетельства (допуска) СРО

СВИДЕТЕЛЬСТВО СРО НП «МАЭ»

№0184-723005501230-16092019-Э0150

Выдано на основании Решения Правления Партнерства члену саморегулируемой организации:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ БЕСПАЛОВ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ОГРНИП 319237500175891 ИНН 723005501230

350087, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, Г. КРАСНОДАР

Настоящим Свидетельством подтверждается право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования в соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ.

Свидетельство выдано без ограничения срока действия и действительно на всей территории Российской Федерации. Подлежит возврату при выходе из Партнерства.

Подробнее...

02.09.2019. Выдача свидетельства (допуска) СРО

Выдача свидетельства (допуска) СРО

СВИДЕТЕЛЬСТВО СРО НП «МАЭ»

№0183-2130211831-02092019-Э0150

Выдано на основании Решения Правления Партнерства члену саморегулируемой организации:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭКОПРОМЦЕНТР"

ОГРН 1192130007365 ИНН 2130211831

428003, ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА, ГОРОД ЧЕБОКСАРЫ, УЛИЦА ЯРМАРОЧНАЯ, 5, 68

Настоящим Свидетельством подтверждается право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования в соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ.

Свидетельство выдано без ограничения срока действия и действительно на всей территории Российской Федерации. Подлежит возврату при выходе из Партнерства.

Подробнее...
АРМ «Энергоаудитор»

АРМ «Энергоаудитор»

Автоматизированное рабочее место для энергоаудиторов

Разработчик: ООО «Центр автоматизации энергосбережения».

Стоимость: 2000 руб. в месяц при покупке на год.

Официальный сайт
АРМ «E-PASS»

АРМ «E-PASS»

Сервис подготовки результатов энергообследования

Разработчик: ООО «Октоника».

Стоимость: 2000 руб. в месяц при покупке на год.

Официальный сайт
Бланк энергетического паспорта XLS

Энергопаспорт XLS

Разработка энергопаспорта с использованием офисного ПО

Составитель бланка: СРО-Э-150.

Стоимость: бесплатно. Требуется OpenOffice или MS Office.

Перейти к материалу

СРО НП «МАЭ» регистрирует и осуществляет контроль энергопаспортов в любом из доступных форматов без каких-либо ограничений.

АРМ «Энергоаудитор» или «E-PASS» приобретается организацией-энергоаудитором самостоятельно, напрямую у производителя. В СРО направляются выгруженные XML энергопаспорта.

Бланк энергетического паспорта XLS скачивается по ссылке. Для работы потребуется только офисное ПО. В СРО направляется заполненный файл.

К энергетическому паспорту необходимо приложить отчет.

Реестр энергетических паспортов

Сведения о поступивших энергопаспортах размещаются в Реестре энергетических паспортов.

Регистрация энергетических паспортов в Минэнерго России

Мы публикуем извещения Минэнерго России, поступившие в адрес СРО НП «МАЭ».

16.01.2019. Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти

Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

Вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2018 г. №221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральный закон принят Государственной Думой 4 июля 2018 года, одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 года.

Подробнее...

15.01.2019. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

В адрес СРО НП «МАЭ» поступило Письмо № 04-29 от 15 января 2019 года о регистрации энергетических паспортов в МИНИСТЕРСТВЕ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Департамент проектного управления и обеспечения деятельности Министерства Минэнерго России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 19 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований» рассмотрел направленные саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Межрегиональный Альянс Энергоаудиторов» (регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования СРО-Э-150) копии энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования (копию энергетического паспорта), и сообщает о регистрации согласно приложению № 1.

Приложение: на 3 л. в 1 экз.

Подробнее...

29.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

В адрес СРО НП «МАЭ» поступило Письмо № 04-2350 от 29 декабря 2018 года о регистрации энергетических паспортов в МИНИСТЕРСТВЕ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Департамент проектного управления и обеспечения деятельности Министерства Минэнерго России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 19 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований» рассмотрел направленные саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Межрегиональный Альянс Энергоаудиторов» (регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования СРО-Э-150) копии энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования (копию энергетического паспорта), и сообщает о регистрации согласно приложению № 1.

Приложение: на 4 л. в 1 экз.

Подробнее...

25.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

В адрес СРО НП «МАЭ» поступило Письмо № 04-2329 от 24 декабря 2018 года о регистрации энергетических паспортов в МИНИСТЕРСТВЕ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Департамент проектного управления и обеспечения деятельности Министерства Минэнерго России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 19 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований» рассмотрел направленные саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Межрегиональный Альянс Энергоаудиторов» (регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования СРО-Э-150) копии энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования (копию энергетического паспорта), и сообщает о регистрации согласно приложению № 1.

Приложение: на 2 л. в 1 экз.

Подробнее...

Cаморегулируемая организация Некоммерческое Партнерство «Межрегиональный Альянс Энергоаудиторов» работает со всеми регионами России.

 8 (499) 394‑40‑61  ea@sro150.ru

По вопросам вступления, членства и получения допуска СРО энергоаудиторов для проведения энергетических обследований (энергоаудита) обращайтесь в СРО НП «МАЭ».