По мнению первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Валерия Селезнева, изменить ситуацию в сфере энергосбережения сложно, но можно.
При этом, полагает депутат, не нужно акцентировать внимание на какой‑то конкретной мере, здесь важен комплексный подход и одновременное внедрение всех возможных мер. Об этом депутат рассказал в интервью «ЭПР».
– Валерий Сергеевич, как бы вы оценили динамику энергоемкости ВВП относительно уровня 2008 года?
– С 2008 по 2018 год общее снижение энергоемкости ВВП составило всего 9%, при этом за последние четыре года она не снижается вовсе. Естественно, такая тенденция не может быть оценена положительно, ведь цифры фактически свидетельствуют о недееспособности политики энергоэффективности как таковой.
– Как вы считаете, что помешало достижению целевого значения энергоемкости ВВП РФ к 2020 году?
– Согласно Указу Президента Российской Федерации от 04.06.2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» к 2020 году энергоемкость ВВП должна была быть снижена не менее чем на 40% относительно уровня 2007 года. По факту же удалось добиться лишь 12‑процентного снижения.
На государственном уровне у нас нет декларации обязательности внедрения энергоэффективных технологий. Это дает возможность бизнесу практически в любом секторе использовать значительно более недорогие по сравнению с энергоэффективными технологии. К примеру, именно по этой причине у нас до сих пор большинство строящегося жилья имеет класс энергоэффективности D, не оснащено индивидуальными тепловыми пунктами (всего 5% многоквартирных домов оснащены ИТП) и в 40% случаев не установлены общедомовые приборы учета. То есть, если бы требования по энергетической эффективности были погружены в отраслевые стандарты и технические требования, в частности в строительство новых зданий, строений, сооружений, ситуация была бы совершенно иной.
Не лучше ситуация с уличным освещением, доля светодиодных ламп составляет всего 26%.
Почему бизнес и население сами не склонны снижать энергопотребление? Причина, на мой взгляд, кроется в низкой, доступной для большинства стоимости энергоресурсов. Именно высокая стоимость основных энергоресурсов побуждает граждан Европейского Союза экономить электроэнергию, тепло и воду, что дает толчок развитию энергосберегающих технологий. Аналогичная ситуация с бизнесом – как только у предпринимателей появится понимание, что переход на энергосберегающие технологии принесет заметную экономию, они найдут источники финансирования для осуществления такого перехода, но пока цены на электроэнергию и первичные энергоресурсы у нас одни из самых низких в мире, энергосберегающие технологии остаются мало востребованными.
Почему регионы не развивают энергосбережение? У них просто нет на это бюджетных средств, а механизмы энергосервиса недостаточно развиты, также зачастую энергосервисные инициативы сталкиваются с рядом законодательных барьеров.
Не менее значительным фактором стало многократное сокращение финансирования государственных программ энергосбережения.
– Согласны ли вы с предложениями Министерства экономического развития России относительно повышения энергоэффективности? Например, в части необходимости снятия законодательных барьеров для энергосервисной деятельности и стимулирования проведения энергосберегающих мероприятий субъектами МСП? Насколько действенными будут данные меры на практике?
– Безусловно, стимулирование энергосервиса и другие отдельные меры могут быть вполне эффективны. Однако в сложившейся ситуации патового отставания России в вопросе энергоэффективности (энергоемкость ВВП РФ выше мирового уровня на 46%, уровня США – на 44%, европейского уровня – на 62%, климатически близкой Канады – на 17%) изменить ситуацию поможет только комплексный подход.
Я считаю необходимым разработку новой государственной программы повышения энергоэффективности экономики Российской Федерации или отдельного федерального проекта в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, в котором будут отражены значения целевых показателей повышения энергоэффективности по основным отраслям, инструменты государственной финансовой поддержки региональных программ энергосбережения, механизмы стимулирования и контроля достижения целевых показателей и, конечно же, основные мероприятия снижения энергоемкости ВВП.
Для коренного изменения ситуации необходимо в кратчайшие сроки внедрять все меры сразу: НДТ, умные приборы учета ресурсов, ИТП, энергоэффективное строительство, светодиодное освещение и другие передовые практики.