В период с 21 по 25 сентября 2020 года рабочая группа государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ провела выездную проверку хода реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда и деятельности регионального оператора, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Новгородской области.
Также был проведен мониторинг выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в рамках капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и соблюдения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ в Новгородской области.
Мониторинговые мероприятия проведены в городах Великий Новгород и Пестово, а также Боровичском, Окуловском и Старорусском муниципальных районах.
В проверке приняли участие представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области, региональной и муниципальных органов прокуратуры и отдела УФСБ России по Новгородской области в городе Боровичи, регионального Фонда капитального ремонта и администраций муниципальных образований.
В ходе проведения мониторинговых мероприятий было отмечено, что целевой показатель 2020 года, с учетом перевыполнения показателя 2019 года, выполнен на 71,8%, по численности переселенных граждан – на 71% (необходимо переселить еще 0,11 тыс. человек из 1,94 тыс.кв.м. аварийного жилья). Достижение целевого показателя предусмотрено планами-графиками путем переселения граждан в дом №1 по улице Рылеева в Окуловском районе (0,47 тыс.кв.м. в рамках этапа 2019–2020 годов и 1,53 тыс.кв.м. в рамках этапа 2020–2021 годов). Однако, как показала проверка, строительство дома ведется с отставанием в 2-3 недели в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой и недостатком у застройщика необходимых ресурсов, готовность объекта составляет около 80%. Таким образом, имеются определенные риски недостижения в срок целевых показателей 2020 года и завершения этапа 2019–2020 годов.
В рамках этапа 2019–2020 годов на момент проверки в области переселены 210 человек из 94 помещений общей площадью 3,9 тыс.кв.м. (77,1% от расселяемой в рамках этапа 2019–2020 годов площади).В городе Окуловке переселены 83 человека из 32 помещений общей площадью 1,47 тыс.кв.м., что составляет 56% от расселяемой площади, в Боровичском районе реализация этапа завершена в полном объеме: переселены 23 человека из 14 жилых помещений площадью 0,56 тыс.кв.м.
В этап 2020–2021 годов включено одно муниципальное образование – Окуловский район. Переселение граждан из аварийного жилья площадью 1,53 тыс.кв.м. (50,66% от предусмотренного этапом объема) планируется также в строящийся дом №1 по улице Рылеева. Контракты для расселения помещений общей площадью 1,5 тыс.кв.м. (49,34% от предусмотренного этапом объема) не заключены, аукционная документация на момент проверки не подготовлена, что может привести к нарушению обязательства региона, предусматривающее заключение в срок до 31 декабря 2020 года контрактов, обеспечивающих расселение не менее чем 90% аварийной площади, подлежащей расселению в рамках этапа, и приостановлению предоставления финансовой поддержки области. Органами местного самоуправления планируется приобретение жилых помещений в строящемся доме, возведение которого практически не ведется, его строительная готовность составляет не более 20%. Заключить контракт планируется после возобновления строительства дома.
По результатам осмотра построенных домов №№20, 22 по улице Потерпелицкой, №№19, 20, 21 по улице Гагарина в городе Боровичи и №3 по улице Рылеева в городе Окуловке выявлены недостатки качества выполненных работ. Наиболее критичными являются выявленные в доме №20 по улице Потерпелицкой провалы отмостки и трещины кирпичной кладки наружной стены здания между первым и вторым, вторым и третьим этажами первого подъезда, а также протечки системы водоотведения в стене одного из торцов здания, трещины на стенах и потолках и обрушение штукатурного слоя стены в местах общего пользования. По информации переселенных граждан, трещины появились в летний период после начала стройки соседнего здания. В связи с чем рабочей группой Фонда ЖКХ было рекомендовано администрации муниципального образования установить маячки для мониторинга поведения трещин и провести обследование с целью установления причин их возникновения и возможных способов устранения.
В реестре обращений по вопросам качества жилых помещений остаются на контроле три дома №№ 4, 4А, 4Б по улице Профсоюзов в городе Пестово. Основными недостатками являются: система вентиляции не обеспечивает должный воздухообмен, неровности полов и потолков, протечки с чердачного перекрытия, отсутствие отмостки, перегородки, полы и потолки имеют повреждения в результате скопления влаги, требуется замена и усиление отдельных элементов деревянных перекрытий, устройство гидроизоляции полов, ремонт сантехники, систем канализации и отопления, регулировка и утепление входных дверей.
В утвержденный планами-графиками срок (30 сентября 2020 года) выявленные дефекты в 6 из 19 находящихся на контроле помещений не устранены. Администрацией района произведена разработка проектной документации для проведения капитального ремонта на общую сумму 1,79 млн. рублей Вместе с тем, в ходе осмотра домов выявлены аналогичные дефекты и в других квартирах. Учитывая характер, а также причины их возникновения, а именно – некачественно выполненные работы подрядной организацией – ООО «СК Молога», рабочей группой были даны рекомендации Министерству жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области и администрации муниципального образования по проведению обследования всех квартир на предмет наличия дефектов и принятия решения о своевременном их устранении.
В АИС «Реформа ЖКХ» в отношении домов, в которых приобретены помещения, подлежащие размещению сведения, предусмотренные пунктом 2.2.18 Договора №12/ПС, отсутствуют.
Представителями Фонда ЖКХ было отмечено, что на момент проверки снесен 331 аварийный дом из 422, включенных в заявки 2013-2019 годов, что составляет 78% от общего объема. Невыполнение мероприятий по сносу обусловлено статусом расселенного жилья: дома преимущественно являются объектами культурного наследия.
По результатам выборочного мониторинга деятельности регионального оператора, направленной на обеспечение проведения на территории Новгородской области капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в 2019 году, выявлены недостатки и системные проблемы, негативно влияющие на реализацию программы капремонта.
В частности, членами рабочей группы Фонда ЖКХ отмечена недостаточная работа по мониторингу технического состояния многоквартирных домов и неэффективное взаимодействие участников процесса капитального ремонта (региональных и муниципальных органов власти, регионального оператора, управляющих организаций). Следствием этого явились необоснованное включение в программу капитального ремонта дома блокированной застройки, неэффективные расходы на выполнение капремонта в домах, которые после проведения ремонтных работ признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также нарушения в последовательности и необходимой очередности выполнения видов работ по капремонту.
Также было выявлено несоблюдение сроков выполнения краткосрочных планов реализации региональной программы капремонта. Так, в нарушение требований части 1 статьи 189 Жилищного кодекса РФ региональным оператором не был своевременно реализован краткосрочный план этапов 2018 и 2019 годов. Основными причинами этого явились недостаточное планирование вследствие некорректности информации о техническом состоянии многоквартирных домов, ненадлежащего проведения мониторинга их технического состояния, включения в план работ, необходимость в выполнении которых отсутствует, запаздывание в проведении региональным оператором конкурсов по отбору подрядчиков, а также недостаточный уровень контроля со стороны регионального оператора и нарушение подрядными организациями договорных сроков.
Кроме того, в ходе мониторинга были установлены факты неправомерного и неэффективного использования средств фонда капитального ремонта.
Вместе с тем, в рамках выездного мониторинга было отмечено, что работа по взысканию задолженности осуществляется региональным оператором на недостаточном уровне. В целом исковые заявления о выдаче судебного приказа в отношении собственников поданы на сумму 153,98 млн. рублей при общем размере задолженности, составляющем 350,76 млн. рублей, то есть предметом судебного (приказного) производства являются 43,9% от общей суммы задолженности по взносам на капитальный ремонт.
Показатель уровня собираемости взносов на счете регионального оператора на 1 января 2020 года является достаточно низким – 83% и не соответствует общему показателю по Российской Федерации, составляющем 95,5%. По сравнению с предыдущим годом рост общей суммы задолженности составил 30%.
Было установлено, что в ходе реализации программы капремонта подрядными организациями нарушались договорные сроки выполнения работ, однако исковая работа по взиманию с подрядных организаций неустойки или штрафа региональным оператором проводилась не в полной мере.
Наряду с указанным, зафиксированы факты некачественного выполнения работ по капитальному ремонту домов. Данные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем осуществлении строительного контроля, выполняемого специалистами регионального оператора.
В части, касающейся результатов контрольных мероприятий соблюдения Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, предназначенной для возмещения части расходов на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, выполненных в ходе проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что Новгородской областью соблюдены условия предоставления финансовой поддержки госкорпорации на возмещение части расходов на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению, предусмотренные Правилами, установленными постановлением Правительства РФ №18.
Выполненные на объектах работы соответствуют мероприятиям, включенным в соответствующий перечень, утвержденный Фондом ЖКХ по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Вместе с тем, в ходе выездного мониторинга были установлены факты некачественной приемки выполненных работ и ненадлежащего оформления подрядной организацией и управляющей компанией, как заказчиком работ по капитальному ремонту, исполнительной документации; выявлены ошибки, допущенные при оформлении акта выполненных работ по форме КС-2. В ходе осмотра домов выявлены недостатки качества выполненных работ, требующие устранения силами подрядных организаций в рамках гарантийных обязательств.
Кроме того, в доме №4, корп. 1 по улице Державина в городе Великом Новгороде при выполнении работ по установке узла управления и регулирования потребления ресурсов в акте КС-2 необоснованно включены затраты на технадзор, выполнение которого не осуществлялось и не предусматривалось сметной документацией.
Помимо этого, установлены случаи несоблюдения жилищного законодательства заказчиками работ по капремонту в части, касающейся установления пятилетнего гарантийного срока при заключении договоров на капитальный ремонт.
Проверка выполнения условий, предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона №185-ФЗ, показала, что они регионом выполняются.
По итогам мониторинга 25 сентября 2020 года было проведено совещание с министром жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области, при участии прокуратуры области, регионального Фонда капитального ремонта и администраций проверяемых муниципальных образований, на котором обсуждались предварительные итоги и основные проблемы реализации программ переселения и капремонта, причины возникновения выявленных недостатков качества. В ходе обсуждения представителями Фонда ЖКХ были даны рекомендации относительно возможных способов устранения недостатков и их недопущения при последующей реализации программ.
Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ