28 января 2021 г. в средней школе №40 Советского района города Гомеля состоялась встреча заместителя Председателя Госстандарта – директора Департамента по энергоэффективности Михаила Малашенко с учащейся молодежью в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» (ШАГ).
В мероприятии приняли участие более 70 учеников, от учащихся начальной школы до старшеклассников, а также преподавательский состав. В гостях у школьников также побывали: директор РУП «Белинвестэнергосбережение» Виктор Кныш, начальник Гомельского областного управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Николай Прусенок, начальник отдела образования, спорта и туризма администрации Советского района г.Гомеля Светлана Аминова, заведующая учебно-практическим центром по энергосбережению ГУО «Гомельский областной центр творчества детей и молодежи» Татьяна Атрохова.
Средняя школа №40 г. Гомеля известна своей результативной энергосберегающей деятельностью далеко за пределами Гомельской области. Это учреждение образования не один раз было признано лучшим в республике по итогам конкурса «Энергомарафон». Результатом такой работы являются новые окна, энергоэффективное технологическое оборудование, светильники, утеплѐнный фасад здания школы. Полученный гранд ПРООН использован школой для распространения опыта и просветительской работы среди населения.
Школа представляет собой творческую лабораторию, организующую поиск, разработку и распространение опыта работы в области энерго- и ресурсосбережения.
На протяжении десяти лет здесь успешно реализуется проект «270 дней бережливости», который стал программой действий для каждого учащегося, педагога и многих родителей. Созданный их силами уникальный демонстрационный центр «Инноватор бережливости» признан лучшим действующим центром-музеем в республике, информационно-просветительской площадкой для учащихся, педагогов и населения. Особенностью просветительской работы в каникулярный период является организация работы школьного лагеря «Знатоки бережливости» для учащихся разновозрастных групп.
Встреча учащихся школы с руководителем Департамента по энергоэффективности Михаилом Малашенко была организована в конференц-зале просветительской площадки «270 дней бережливости». В ходе доброжелательной и конструктивной беседы было акцентировано внимание на проблеме пересмотра отношения населения к использованию энергоресурсов. М. Малашенко подчеркнул, что уровень материального благополучия любого общества определяется во многом умением населения рационально использовать энергию. Необходимо формировать цивилизованные условия, вынуждающие каждого экономно пользоваться энергией. И одно из обязательных условий – организация и проведение образовательных программ среди подрастающего поколения. Формирование ответственного отношения учащихся к природной среде и энергоресурсам в процессе их обучения в школе не ограничивается только овладением системой знаний по этому кругу вопросов, оно еще связано с выработкой некоторых умений и навыков природоохранного характера, а также практических навыков в энергосбережении.
Михаил Петрович подчеркнул, что в качестве приоритетных направлений деятельности выделяются практическая направленность образования в сфере экономии и бережливости, повышение экономической и экологической грамотности и формирование навыков рационального потребления энергоресурсов у учащихся (и соответственно, родителей, населения). По итогам просветительской деятельности участники обучения должны знать, что такое энергосбережение, для чего оно нужно, как экономить энергию на примере тех приборов, которыми мы чаще всего пользуемся в быту – холодильников, стиральных и посудомоечных машин, микроволновых печей, плит, пылесосов, электрических чайников и осветительных приборов.
Михаил Малашенко ответил на вопросы учащихся об энергии будущего. Учащихся интересовало развитие атомной энергетики, ветропарков, солнечных электростанций, использовании энергии водяных потоков. Произошла дискуссия о возобновляемом источнике будущего – водороде.
Михаил Петрович посетил практическую площадку демонстрационного центра «Инноватор бережливости», где были наглядно продемонстрированы возможности экономичного использования электроэнергии и ресурсов на примере действующих макетов школьного демонстрационного центра «Эволюция ламп», «Капля не пустяк», «Емкостное реле», «Молниестанция», «Энергоплитка».
Директором школы Еленой Колосовой были представлены творческие дневники бережливости, которые ведут все учащиеся школы с 1 по 11 класс. Дневники бережливости помогают систематизировать знания учащихся об энергии, еѐ взаимосвязи с окружающей средой, создают мотивацию по организации работы для сбережения ресурсов, вовлекают в самостоятельную и полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению.
Руководителю Департамента по энергоэффективности и другим гостям был продемонстрирован опыт работы школы по интеграции вопросов энергосбережения в образовательный процесс. В структуре учебных предметов нет разделов, обобщающих все разнообразие природных, социальных, хозяйственных процессов, экологических и энергетических проблем и принципов их разрешения. В основу деятельности коллектива школы положена идея межпредметных связей, которая при реализации содержания программ способствует формированию у учащихся (и соответственно родителей) стремления сократить не только энергозатраты в семье, но и энергозатраты более значимого уровня: в школе, регионе, республике.
На уроках учащиеся не только изучают предмет и получают теоретические знания по вопросам энергосбережения, но и активно участвуют в практической деятельности, проявляют инициативу, делают собственный выбор и принимают решения. Обсуждения таких вопросов проходит на уроках математики, физики, химии, географии, биологии, на факультативных занятиях.
Во время мероприятия гостям было предложено посетить урок «Недра земли» в 5 классе (учитель Конанкова Ирина Васильевна), где в рамках предмета «Человек и мир» учащиеся получили теоретические знания по экономии электрической энергии.
Почетным гостям был представлен урок физики «Использование и экономия энергии» в 8 классе (учитель Горохова Валентина Семѐновна), где учащиеся работали с карточками для подсчѐта затрат за потреблѐнную энергию в семье.
На уроке английского языка «Помощь по дому» учащиеся 6 класса (учитель Рисина Олеся Петровна) продемонстрировали использование творческих дневников бережливости. Была проведена энергосберегающая разминка, отработана английская лексика по теме «Домашняя бытовая техника».
В формате открытых уроков и диалоговой площадки ученики школы в этот день получили возможность обсудить с Михаилом Малашенко интересующие их вопросы в области энергоэффективности, продемонстрировали свои достижения и знания по энергосбережению и экономии топливно-энергетических ресурсов.
В ходе встречи была затронута тема перспективных видов энергии и способы улучшения экологической обстановки нашей страны при помощи реализации энергоэффективных мероприятий. Гостям были продемонстрированы разработанные макеты, энергостенды, учебные пособия, помогающие наглядно оценивать и понимать важность энергосбережения.
Заместителем Председателя Госстандарта – директором Департамента по энергоэффективности Михаилом Малашенко в журнале почетных гостей оставлена благодарственная запись преподавательскому составу школы и напутствия подрастающему поколению.
Департамент по энергоэффективности Госстандарта Республики Беларусь