Энергоэффективность – стратегия сильных и конкурентноспособных.
Республиканский конкурс в сфере энергоэффективности, ресурсосбережения и экологичности «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь» выявляет и способствует популяризации энергоэффективных продуктов (товаров, оборудования, систем, технологий, зданий и др.), представленных на рынке Республики Беларусь и позволяющих наиболее эффективно сократить потребление топливно-энергетических ресурсов.
Сообщает заместитель начальника Могилевского областного управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Департамента по энергоэффективности Светлана Заграбанец.
Звание «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь» и права на использования Знака конкурса присуждается предприятиям за достижение значительных результатов в области разработки, производства, внедрения, продвижения энергоэффективных, ресурсосберегающих, экологичных продуктов, технологий, решений, оборудования, проектов. Ведь именно снижение потребления энергоресурсов и их эффективное использование является одной из основ экономического роста предприятий различных отраслей и именно снижение энергоемкости выпускаемой продукции определяет ее конкурентоспособность.
Так, современные тенденции развития транспортного машиностроения характеризуются стремительным развитием технологий как чисто электрических, так и гибридных силовых установок, как эффективного средства снижения потребления углеводородного топлива, эксплуатационных расходов и загрязнения окружающей среды.
Мировые производители ускоренными темпами развивают производство электробусов, легкового коммерческого транспорта и активно внедряют на пассажирском транспорте электрические и гибридные силовые агрегаты с использованием литий-ионных батарей, суперконденсаторов и мехатронных систем управления.
В Республике Беларусь тяговый электропривод хорошо известен и традиционно применяется на троллейбусах и трамваях Белкоммунмаш, троллейбусах МАЗ и в карьерной технике БЕЛАЗ.
ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» уже 25 лет занимается выпуском троллейбусов (включая модификации с автономным ходом), трамвайных вагонов и электробусов, из них более 10 лет с системами асинхронного электропривода.
Дизель-электрическими силовыми установками большой мощности в настоящее время оснащаются все карьерные самосвалы большой грузоподъемности ОАО «БЕЛАЗ».
В эксплуатируемом в стране парке городского пассажирского электротранспорта наибольший удельный вес занимают троллейбусы и электробусы. В республике эксплуатируется порядка 1 500 троллейбусов и электробусов, осуществляющих перевозки пассажиров. Парк подвижного состава транспортных организаций коммунальной формы собственности ежегодно пополняется автобусами, троллейбусами, электробусами современных моделей.
Однако, средний срок эксплуатации пассажирского транспорта, выполняющего городские и пригородные автомобильные перевозки, увеличивается: средний срок эксплуатации троллейбусов возрос с 8 до 10 лет, трамваев – с 11,1 до 12,7 года, автобусов с 8,2 до 8,8 года.
Рост износа подвижного состава влечёт за собой увеличение эксплуатационных затрат. Это не позволяет снизить себестоимость перевозок пассажиров, приводит к необходимости сокращения транспортной работы и, как следствие, вызывает снижение качества транспортного обслуживания населения.
Поэтому, одной из актуальных задач повышения энергоэффективности экономики Республики является обновление пассажирского транспортного парка современными транспортными средствами с увеличением доли электрических и гибридных транспортных средств, а значит разработка и внедрение в производство современных как чисто электрических, так и гибридных силовых установок (ЭСУ и ГСУ).
Одним из лидеров Могилевской области по результатам проводимой работы по энергосбережению, разработке энергоэффективной продукции является ОАО «Могилевлифтмаш», одно из крупнейших предприятий Могилевской области. В состав холдинга акционерного общества входят также производство электродвигателей (бывший могилевский завод «Электродвигатель), ОАО «Зенит» и ОАО «Завод «Ветразь». В ассортимент производимой продукции входит лифтовое оборудование, электродвигатели, а также поэтажные эскалаторы, мачтовые строительные грузопассажирские подъемники, подъемники для маломобильных групп населения и пр.
Суммарно за 2016-2021 года предприятием внедрено 120 энергоэффективных мероприятий на объем экономии ТЭР более 10,2 тысяч тонн условного топлива. Успешно осваивается и занимает большую часть в получаемой экономии такое направление энергосбережения как «Внедрение в производство современных энергоэффективных и повышение энергоэффективности действующих технологий и процессов».
Кроме того, неоднократно предприятие участвовало и побеждало в конкурсе «Лидер энергоэффективности».
Разработанный ОАО «Могилевлифтмаш» в рамках венчурного проекта «Создание высокотехнологичного производства тяговых двигателей для электротранспорта и двигателей специального исполнения» тяговый асинхронный электродвигатель ТАД120-4-БУ1 является компонентом силовой установки электрического или гибридного транспортного средства, формирующим требуемую тяговую характеристику. А достигнутое снижение массо-габаритных характеристик делает его сопоставимым с лучшими мировыми аналогами и позволяет увеличить пассажировместимость транспортного средства, что повышает его энергоэффективность при эксплуатации.
Именно этот энергоэффективный продукт принес победу в конкурсе «Лидер энергоэффективности 2022» в номинации «Энергоэффективное промышленное (специальное) оборудование».
Ежегодное участие ОАО «Могилевлифтмаш» в конкурсе говорит о заинтересованности и руководства, и всего коллектива в дальнейшем развитии, освоении новых направлений деятельности, расширению ассортиментной линейки. Именно на конкурсе можно проверить свои силы, свой потенциал, использовать его площадку для презентации энергоэффективной продукции.
Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь