Депутат петербургского Заксобрания Алексей Цивилев, разбирая жалобы жильцов курируемой им территории, обратил внимание на завышенные в 1,5-2 раза относительно норматива суммы за отопление в квитанциях от ресурсоснабжающих организаций и обратился сначала в жилищный комитет, а затем и в прокуратуру города.
«Парламентская газета» разъясняет, что нужно знать потребителям и куда обращаться в случае сомнений в корректности начислений.
Депутат Алексей Цивилев просит прокуратуру проверить корректность начислений платы за отопление в некоторых домах Петербурга. Обратившиеся к нему жители, преимущественно хрущевок, возмущены, что, например, за декабрь 2022 года они должны платить почти по 4 тысячи рублей за тепло в квартирах площадью в 41 квадратный метр. А при большей площади суммы доходят до шести тысяч рублей в месяц. Это существенно больше, чем в ноябре, хотя температурная разница была незначительной, а в квартирах особо жарко и не было.
Изучив вопрос, он обнаружил, что показания расхода тепла в квартирах серьезно превышают норматив. Хотя убежден, что фактические данные не могут отличаться от нормативных в 1,5-2 раза. Так, в одном доме норма потребления 0,0208 гигакалорий на квартиру. А объем потребления подсчитан в 1,63591 гигакалорий. В итоге плата, которая по нормативу составила бы чуть меньше 1,4 тысячи рублей за месяц, в квитанции от ресурсоснабжающей организации отображена в 3,4 тысячи.
В жилищном комитете депутату на его обращение зампред ведомства Роман Канивцов пояснил, что фактический объем потребления зависит от материала стен, конструкции крыши, объема жилых помещений, износа сетей и прочих обстоятельств. А повышение платы за отопление связано с увеличением с 1 декабря тарифа и ростом расхода тепловой энергии в связи с похолоданием — в ноябре 2022 года средняя температура составила 0,5 градуса, а в декабре — минус 3,2 градуса. И предложил, если у жителей есть сомнения в корректности работы приборов учета и правильности начислений, обратиться в Государственную жилищную инспекцию. В то же время пообещал направить запрос в комитет по энергетике, чтобы рассмотреть вопрос повышения размера платы по счетам ресурсоснабжающих организаций.
Звучит убедительно, но в другом точно таком же доме того же петербургского микрорайона в квартире площадью 42 квадратных метра, например, плата за отопление составила всего 1,7 тысячи рублей.
«В отличие от электричества и воды, жильцы редко могут проверить корректность показаний приборов учета по теплу. Они установлены в закрытых подвальных помещениях. И, как это и было в случае с обратившимися ко мне гражданами, управляющая компания просто не дает им доступа. Поэтому и необходимо вмешательство прокуратуры», — пояснил Цивилев.
Зампред Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы Светлана Разворотнева в разговоре с «Парламентской газетой» согласилась, что иногда разобраться в начислениях чрезвычайно сложно. Большинство домов оснащено общедомовыми приборами учета, и оплата осуществляется по их показаниям. При этом не все управляющие компании следят за соблюдением температурного режима и графика. Иногда в квартире бывает очень жарко, указала парламентарий.
«В правиле предоставления коммунальных услуг говорится, что в квартире не должно быть ниже 18 градусов, а в угловых комнатах ниже 21 градуса. Санитарными нормами отмечено, что в доме не должно быть жарче 23 градусов», — добавила Светлана Разворотнева.
Жильцы домов могут каждый день составлять акты о нарушении санитарных норм и требовать перерасчета, но это происходит крайне редко. Обычно управляющие компании должны следить за соблюдением температурного графика, но они этого не делают. И это означает, что все тепло, которое пришло в дом, должно быть оплачено, предупредила депутат.
«Можно обращаться в Государственную жилищную инспекцию, другие организации, но если общедомовым прибором будет установлено, сколько тепла пришло в дом, то столько жильцы должны будут оплатить», — сказала парламентарий.
Единственное, что остается делать жильцам, особенно в случаях перетопов — собираться на собрания, принимать решения о проведении энергоэффективных мероприятий.
«Необязательно проводить его за свои деньги. Можно обратиться в энергосервисную компанию. Например, где-то достаточно поставить аппаратуру погодного регулирования. Тогда в дом будет поступать столько тепла, сколько надо, и оно будет соответствовать показаниям этого аппарата», — рассказала Разворотнева.
Депутат также напомнила, что жители большинства российских регионов производят оплату тепла «по одной двенадцатой»: «То есть берутся показания предыдущего года. Они делятся на 12. Эту сумму платят жильцы в течение года. Если текущий год оказался теплее, то коммунальщики сумму должны уменьшить. Но они ее уменьшают не возвратом, а сокращением платежа на следующий год. Если год был более холодным, то начисляют сверху», — пояснила депутат.