Разработать программы, которые стимулировали бы застройщиков строить энергоэффективные дома, а жителей – улучшать энергоэффективность при ремонте зданий, предлагает Счетная палата. Пока повышение энергоэффективности жилья идет слишком медленно.
На жилые здания и предприятия отрасли строительства и ЖКХ приходится почти четверть потребления энергоресурсов и формирования углеродного следа Российской Федерации, отметила на Коллегии СП аудитор Наталья Трунова.
При этом конкретные показатели по снижению потребления энергоресурсов и выбросов парниковых газов жилыми домами в России не установлены, показал проведенный аудиторами анализ. Стимулов заняться энергоэффективностью для застройщиков и собственников жилья нет, а господдержка строительства не нацелена на возведение домов с высокой энергоэффективностью.
Если ничего не предпринимать, к 2060 году потребление энергии жилым сектором вырастет на 18% по сравнению с 2021 годом, общая площадь жилфонда увеличится с нынешних 4 млрд кв. м до 7 млрд кв. м, и эти помещения нужно будет отапливать. При этом две трети домов, в которых россияне будут жить в 2060 году, уже построены.
Узнать больше: 01.09.2023. Счетная палата оценила достаточность мер, направленных на повышение энергоэффективности многоквартирных домов.
В первую очередь, нужно заниматься энергоэффективной модернизацией зданий, возведенных до 2000 года, на них в 2060 году будет приходиться 28% жилых площадей, говорится в отчете СП. На втором этапе – глубокой модернизацией зданий, построенных позже (36% жилплощади в 2060 году). В них часть энергоэффективных решений уже воплощена.
Сейчас из-за отсутствия финансирования не реализуется единственный механизм финансовой поддержки энергоэффективного капремонта – за счет средств Фонда развития территорий (ранее – Фонда ЖКХ). При этом и ранее доля домов, где был проведен капремонт с использованием этого механизма, была незначительна – за период с 2017 по 2022 годы такие работы были сделаны лишь в 343 домах (0,02%). По оценкам фонда, расчетная экономия расходов на оплату коммунальных ресурсов в результате энергоэффективного капремонта составила в среднем 20% на один МКД. Это порядка 220 млн рублей в год по всем этим домам, что сопоставимо со взносами на их капремонт.
Ежегодный объем финансовой поддержки в 10 млрд рублей позволил бы ежегодно проводить энергоэффективный капремонт на 6 757 домах, подсчитали в Счетной палате. Это позволило бы ежегодно делать такие работы на 2,2% жилплощади страны.
Счетная палата также обратила внимание на завышенные значения базового потребления энергии на горячее водоснабжение и общедомовые нужды. Это позволяет домам иметь более высокие классы энергоэффективности даже при фактически низком уровне. Кроме того, все нормы удельного расхода энергии установлены для зданий не выше 12 этажей, тогда как в некоторых регионах уже половина строящегося жилья – выше 25 этажей, отметила Трунова.
Еще одна проблема, отмеченная Счетной палатой, – отсутствие объективной информации об энергоэффективности домов. Данные из различных информационных систем (например, ГИС "ЖКХ" и АИС "Реформа ЖКХ"), существенно различаются как между собой, так и с фактическими параметрами. Из 108 обследованных домов в ГИС ЖКХ отсутствует информация по 95 домам, в АИС "Реформа ЖКХ" – по 76 домам. Не содержит полноценной информации и запущенная в декабре 2021 года ГИС "Энергоэффективность". Недостаточный объем открытой и доступной широкому кругу лиц информации о реальном потреблении энергии, уровне энергоэффективности и эффектах от реализации проектов по экономии энергии существенно снижает уровень доверия к программам энергосбережения со стороны органов власти, инвесторов и населения, подчеркнула Наталья Трунова.
Для увеличения числа домов с высокой энергоэффективностью Счетная палата предлагает, в частности, установить обязательные повышенные требования к энергоэффективности для жилья, создаваемого с использованием мер господдержки.
Хорошим стимулом для строительства таких домов и покупки в них квартир может стать "зеленая ипотека", считают в СП. Необходимо разработать также инструменты, которые будут стимулировать жителей и управляющие компании делать энергоэффективный ремонт.
Как отмечалось в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ, здания используют около 40% всей потребляемой первичной энергии, 67% электричества, 40% сырья и 14% запасов питьевой воды, а также производят 35% выбросов углекислого газа. Предпосылкой для строительства энергоэффективных зданий в развитых странах послужил мировой энергетический кризис 1973 года, отмечается в отчете СП. В дальнейшем вопросы строительства и модернизации энергоэффективных зданий были обусловлены в основном климатической повесткой.
В минстрое, комментируя отчет СП, отметили, что работа по повышению энергоэффективности жилых зданий идет. Будет проведена оценка уровня энергоэффективности жилья, предусмотрено внедрение автоматизированных систем управления энергопотреблением и учета ресурсов, повышение уровня технической оснащенности инженерно-технического обеспечения, а также установка узлов погодного регулирования в домах. Внедряются и имеют высокий потенциал для дальнейшего развития различные новые технологии, отметил глава минстроя Ирек Файзуллин. Среди них, например, использование вторичного тепла зданий для вентиляции или ветровой энергии для покрытия части потребности зданий в электроэнергии. В регионах с достаточной солнечной активностью для покрытия части потребности зданий в тепловой и электрической энергиях используют солнечные коллекторы и солнечные батареи.
Прорабатывается создание альтернативных механизмов, стимулирующих собственников жилья и управляющие организации к проведению энергоэффективной модернизации жилья. Так, в Госдуме на рассмотрении находится законопроект, который будет способствовать расширению практики заключения энергосервисных контрактов.