Южно-Сахалинск, 2 октября. – Развитие водородной энергетики и рост электрификации различных отраслей экономики станут ключевыми трендами энергетического
Соответствующие сценарии низкоуглеродного развития энергетики России и мира, подготовленные Российским энергетическим агентством Минэнерго России, представил главный советник генерального директора Агентства Владимир Дребенцов на Дальневосточном энергетическом форуме.
«Для ограничения роста среднемировой температуры приемлемым уровнем, необходимо сокращать объемы выбросов парниковых газов, связанных с использованием энергоресурсов, прежде всего, СО2 и метана. Однако сценарий «Чистый ноль», который позволит ограничить рост среднемировой температуры 1,5 градусами Цельсия, потребует чрезвычайно высоких затрат – более 6-7% мирового ВВП. При этом сценарий «Рациональный технологический выбор», ведущий к стабилизации роста среднемировой температуры на уровне 2 градусов Цельсия, является наиболее реалистичным, так как потребует в полтора раза меньше инвестиций по сравнению с «Чистым нолем», – отметил Владимир Дребенцов.
По расчетам экспертов РЭА Минэнерго России, в сценарии «Рациональный технологический выбор» (РТВ) конечное потребление электроэнергии в период с 2022 по 2050 гг. вырастет в 2,3 раза, а в сценарии «Чистый ноль» (ЧН) – в 2,5 раза. При этом доля электроэнергии в конечном потреблении топливно-энергетических ресурсов увеличится с 20% в 2022 году до 43% в 2050 году по сценарию РТВ, тогда как сценарий ЧН предполагает рост до 48%.
Еще одним важным фактором энергетического перехода станет развитие водородной энергетики. Прогнозируется, что мировое потребление водорода к 2050 году превысит 200 млн тонн в сценарии РТВ и 370 млн тонн в сценарии ЧН. «Рациональный технологический выбор» предполагает, что на промышленность будет приходиться 42% потребления водорода, а на транспорт – 38%. В «Чистом ноле» эти показатели составляют 24% и 57% соответственно.
По словам Владимира Дребенцова, снижение углеродоемкости мировой экономики является базовой целью энергоперехода. Одним из способов ее достижения может стать снижение энергоемкости мирового ВВП.
«В сценарии РТВ энергоемкость мирового ВВП снижается на 45%, а в сценарии ЧН – на 57% за период с 2022 по 2050 годы. Если говорить о российской экономике, то ее энергоемкость снижается на 36% в сценарии РТВ и на 31% в сценарии ЧН», – отметил главный советник руководителя РЭА Минэнерго России.
Еще одним вариантом снижения углеродоемкости экономики является изменение структуры потребления первичных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Согласно сценарию РТВ, совокупная доля ископаемых ТЭР сокращается с 80% в 2022 году до 56% в 2050 году. В сценарии ЧН доля возобновляемых источников энергии растет до 49%, тогда как ископаемые ТЭР составляют всего 24%.
Говоря об использовании в электроэнергетике возобновляемых источников энергии, Владимир Дребенцов отметил, что выработка ВИЭ с 2022 по 2050 гг. растет почти в 7 раз по сценарию РТВ, и почти в 10 раз в сценарии ЧН. Вместе с тем, капиталоемкость ВИЭ заметно выше по сравнению с газовыми, угольными и даже атомными электростанциями. Поэтому выгодной альтернативой при декарбонизации электроэнергетики в сценарии РТВ является природный газ.
Эксперт добавил, что потребление нефти и угля к 2050 году, по расчетам специалистов РЭА Минэнерго России, снизится в обоих сценариях энергоперехода, однако Россия останется ведущим экспортером данных ресурсов.