IV Международная конференция «Финансирование проектов по энергосбережению и ВИЭ в России и странах СНГ» состоялась 18 мая 2017 г. на площадке Аналитического центра и была организована журналом «Региональная энергетика и энергосбережение», РАЭСКО и Исполнительным комитетом электроэнергетического совета СНГ.
Появляется реакция вовлеченных экспертов на события прошедшей недели: на крупном отраслевом мероприятии было сделано немало интересных заявлений, важных для перспектив энергоэффективности в стране. В частности, Минэкономразвития России разъяснял свои подходы к «перезагрузке» госполитики энергоэффективности, а ряд секций обсуждали отдельные, более специфические вопросы, в частности, и развитие энергосервиса.
Павел Карастелин, отраслевой эксперт:
Имел честь присутствовать на этом мероприятии, поэтому считаю возможным прокомментировать отдельные моменты по сути.
Фундамент заложен, здание построено, сегодня наступил этап чистовой отделки. Необходимо убирать недопонимание и сохраняющиеся в НПА противоречия, чему отлично служат разъяснения от соответствующих ведомств.
С фундаментом понятно – он заложен. С чистовой отделкой что-то торопимся… У большинства может создаться впечатление, что для запуска энергосервисных контрактов в массовый тираж не хватает только желания заказчика. Это не совсем так, а правильнее сказать – совсем не так!
На местах желания что-то улучшить или поменять в достатке — как у ГРБС, так и у его подведомственных учреждений. Однако есть ряд сложностей.
Заказчик сегодня может самостоятельно разместить закупку разве что по 223-ФЗ. В большинстве регионов и муниципалитетов есть отдельный уполномоченный орган исполнительной власти, ответственный за размещение закупок по 44-ФЗ. Его компетенция в вопросах энергосервиса имеет существенное значение для размещения закупки.
Плюс к этому, ни одна закупка не обходится без контроля уполномоченного финансового органа за тем, что не превышены установленные лимиты бюджетных обязательств. Именно здесь происходит самый большой пробел и в НПА, и в компетенции, и в желании найти приемлемое решение.
Как планировать учреждениям закупку по энергосервисному контракту на срок, превышающий…, как вносить изменения в план закупок и план-график, как избежать технического задвоения утвержденных лимитов по статьям соответствующих расходов и т.д.?
Эти вопросы не вчера возникли, они известны коллегам, и в том числе РАЭСКО точно в курсе. Возможно, это технические вопросы, которыми скучно заниматься «наверху», но без их решения энергосервис «внизу» у заказчика просто не запустится.
Это и есть, если хотите, фундамент. Мы же сразу переходим к факторингу. Допускаю, что этот инструмент нужен, полезен и будет востребован в ближайшей перспективе. Но факторинг – следствие реализованных контрактов, а методологическое сопровождение – причина их успешности. Сколько на сегодня имеется договоров факторинга по энергосервису? Успешной практикой в рамках специальной панельной дискуссии так никто и не похвастался. Да и дискуссии тоже не очень получилось, к сожалению, регламент не предусматривал больше одного вопроса одному докладчику.
Вопрос к центру(ам) компетенции по энергосервису в стране, может быть, надо уже провести более рабочее, приземленное мероприятие, собрать для скучного обсуждения проф.участников рынка, региональные органы исполнительной власти, уполномоченные федеральные органы власти? Ну хотя бы раз в год?
За отличную организацию мероприятия — спасибо, а вот использовать такие возможности хочется результативнее.