Восьмой год в середине июля в Екатеринбурге проходит международная промышленная выставка ИННОПРОМ, и пятый год содружество нескольких компаний проводит в рамках ее деловой программы круглые столы по тематике энергетической эффективности.
Оператором выставки является ГК «Формика», которая и формирует деловую программу, подбирает партеров, организующих отдельные дискуссии и круглые столы.
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации ряд лет был официальным партнером, но каждый год его эксперты оказывали неоценимую поддержку.
Посмотреть на историю этих мероприятий само по себе интересно, но ограничусь главным трендом: энергоэффективность не самоцель и сама по себе мало кому интересна, но является неотъемлемой частью качественных изменений. Так что теперь в тематике мероприятий, которые мы организуем, она остается главным признаком, но подается через более понятные потребительские преимущества.
В этом году 12 июля круглый стол «Интернет вещей в ЖКХ как портал в умный город» был организован НПО «КАРАТ» при содействии МРФ «Урал» ПАО «Ростелеком».
С одной стороны, очевидно, что цифровизация и интернет вещей предлагают конкретные преимущества как потребителям услуг, так и коммунальным предприятиям, бизнесу, лицам, принимающим решения. Однако на этом пути масса вопросов и проблем. Зачем городам эти новые инструменты? Могут ли они уже сегодня составить «техническое задание» для сетей интернета вещей, в том числе в энергетике, коммунальном и жилищном хозяйстве? Что является товаром и услугой в этих процессах, в чем их потребительская ценность? Как интегрировать различные интересы вовлеченных групп и привлечь в проекты финансирование?
Эксперты из власти, бизнеса, институтов развития с удовольствием вовлеклись в действо и без докладов, в формате живой дискуссии обсудили тему. Модератор круглого стола, директор проектов макрорегионального филиала «Урал» ПАО «Ростелеком» Владислав Сюркаев организовал дискуссию так, что за полтора часа спикеры успели представить свои позиции и поспорить, участники из зала задать вопросы, а еще провели интерактивную игру и онлайн-голосование.
С первых минут спикеров попросили выбрать одну из трех ролей по аналогии с известной игрой, в которой «город засыпает». Но вместо горожан, мафии и комиссара здесь были общество, инженеры и власть. Получилось, что эксперты отстаивали ту или иную сторону в зарождающемся взаимодействии вокруг интернета вещей на службе умных городов.
Евгений Гашо, эксперт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, руководитель Комиссии по экологии, энергетике и устойчивому развитию Общественной палаты города Москвы, отнес себя к оппозиционерам, заявив, что на две трети то, чего сегодня понимается под цифровизацией для умного города — это мода. Тем важнее понять, чем эти технологии в реальности могут помочь.
— Есть мнение, что смарт-сити – игрушка для богатого мэра. Действительно, власти важно расставить приоритеты, что делать в первую очередь, и где очередь технологий «умного города». Но запрос идет от общества, и в этой обратной связи много надежды на позитивное развитие событий.
Ремир Мукумов, старший управляющий директор, Федеральный центр проектного финансирования, группа ВЭБ:
— Я как общество и бизнес требую открытых данных в реальном времени или как можно более дискретных, например, раз в полторы секунды. От власти требуется решить юридические (privacy) и технологические вопросы.
Александр Данилин, руководитель направления стратегических проектов и инициативы CityNext, Департамент по работе с государственными организациями, Майкрософт Рус, акцентировал, что с появлением всей триады — интернет вещей, машинный интеллект и облачные вычисления – технологии и практики «умного города» получат новый импульс к быстрому росту.
Сергей Ледовский, председатель Совета СРО Ассоциация «Метрология энергосбережения», генеральный директор НПО «КАРАТ», обратил внимание, что за прошедший год растворился инженерный романтизм «коммуницегонщиков» (связистов): связь — не продукт интернета вещей. А что является продуктом IoT? Этот вопрос сегодня актуален.
— Для интернета вещей недостаточно взять интернет и взять «вещи». Если мы сложим их в одну коробку и потрясем, они так и останутся – вещами и интернетом. Нужно новое качество и того, и другого.
Василий Кокорюкин, заместитель министра информационных технологий и связи Челябинской области, особо остановился на вопросах безопасного города как необходимого компонента города умного. Немаловажно применять механизмы государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций и обеспечения их возвратности. Также невозможен «умный город» без участия и вовлеченности жителей.
Мирослав Кафеджиев, президент Honeywell в России и СНГ:
— Простой анализ платежки за коммунальные услуги показывает, что львиная доля – за тепло и ГВС, часть которых теряется и несанкционированно берется, часть не излишняя для потребителя, часть не оплачивается сознательно потребителем. Цель интернета вещей в ЖКХ – собрать этот баланс. И тогда мы увидим колоссальный эффект мультипликации.
Андрей Безруков, директор по стратегическому маркетингу, GS Group, остановился на вопросах принятия идей умного города и новых технологий обществом. Так, интернет вещей в ЖКХ станет повсеместным, когда общество будет к этому готово, то есть осознает его ценность. Пока исследования GS Group показывают, что люди готовы платить скорее за комфорт, нежели за энергоэффективность.
Инна Скрытникова, руководитель специальных проектов Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), член Правления Ассоциации участников рынка интернета вещей:
— Нужно уходить от цифрового феодализма. IoT сегодня – это зоопарк стандартов, каждый хочет создать свое, не пуская других, а информация собирается по три раза.
В онлайн голосовании участникам был задан вопрос, что в ЖКХ они в первую очередь готовы доверить «машине», алгоритму — справедливость (коммунальные услуги и взаиморасчеты), безопасность (видеонаблюдение, мониторинг состояния инженерной инфраструктуры), комфорт (вывоз мусора, освещенность, парковки) или «умную розетку» (это была провокация).
53 процента участников проголосовали за справедливость. Так что профессиональные участники рынка, такие как НПО Карат и ПАО Ростелеком, получили своеобразный мандат доверия на свои проекты интернета вещей в ЖКХ.
Было много вопросов из зала, споров, аплодисментов. Осталось многое, что не успели обсудить за полтора часа, и всегда общения с умным, приятными и неравнодушными людьми не хватает, и всегда остается, что делать дальше.
Во второй половине дня 12 июля состоялась еще одна дискуссия, «Новая ИНДУСТ-РЕАЛЬНОСТЬ: устойчивое развитие и природоподобные технологии», организатором которой выступил Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, а провел ее Евгений Геннадьевич Гашо.
Проектом Энергетической стратегии России на период до 2035 года предусмотрено формирование топливно-энергетического комплекса, обеспечивающего динамичное социально-экономическое развитие всей страны. В этой связи крупные межгосударственные энергопроекты – не просто способ доставки энергоресурсов. Сегодня они должны осуществляться на новом технологическом уровне, отвечая критериям устойчивости, учитывая местные условия и обеспечивая комплексное развитие в регионах своей реализации. Они должны учитывать новый энергетический уклад, который предполагает сбалансированное сочетание традиционных и возобновляемых, централизованных и децентрализованных источников, топливной и бестопливной энергетики, применение «цифровых» и природоподобных технологий.
Дискуссия состояла из двух частей, и если первая была про госполитику, то вторая ориентировалась на потребности предприятий и возможности для них.
Спикерами и экспертами выступили: Алексей Текслер, первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации; Михаил Лифшиц, председатель Совета директоров АО «РОТЕК»; Ивао Охаси, советник по Японии и странам АТР Ассоциации индустриальных парков; Михаил Тыкучинский, директор по развитию кластера энергоэффективных технологий Фонда Сколково; Вадим Куликов, первый заместитель генерального директора – главный инженер Агентства технологического развития; Сергей Коротков, директор Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации; Дмитрий Скобелев, директор Бюро наилучших доступных технологий, руководитель Центра экологической промышленной политики Минпромторга России; Татьяна Гусева, руководитель направления обучения Бюро НДТ.
Эксперты обсудили корреляцию государственной энергетической и промышленной политики, в том числе вопросы энергетической эффективности; развитие экспортной энергетической инфраструктуры, в первую очередь в Сибири и на Дальнем Востоке; специфику реализации крупных международных энергетических проектов, а также формирование промышленной базы для развития российского ТЭК.
Первый заместитель Министра энергетики РФ Алексей Текслер рассказал о принципах, заложенных в Энергетическую стратегию России до 2035 года. Во-первых, это удовлетворение потребностей внутреннего рынка, полная энергобезопасность от внешних факторов. Во-вторых — энергосбережение как дополнительное топливо (в планах — в 1,5-2 раза снизить энергоемкость ВВП, предполагается, что за 20 ближайших лет ВВП вырастет вдвое, а потребление лишь порядка 15%). Наконец, третье направление — опережающее инвестиционное развитие, модернизация ТЭК.
Надежды возлагаются на механизм специнвестконтрактов, который будет распространен на топливно-энергетический комплекс. Широко обсуждается сейчас перспективный механизм ДПМ+.
Большое внимание уделяется корреляции энергетической политики с промышленностью, появится отечественное производство газотурбинных установок. Энергетическая политика сможет дать толчок развитию промышленности, в том числе за счет сектора технологий для ВИЭ.
Особые планы у Правительства на Азию — вдвое увеличить за 20 лет поставки нефти, в 2-3 раза — угля, в 5-6 раз газа в страны АТР. В России объем производства СПГ увеличится в 6-8 раз, дополнительное развитие получит нефтехимия. Планы развития коррелируются с дорожной картой EnergyNet Национальной технологической инициативы.
Первый заместитель министра обратил особое внимание на необходимость пропаганды и информирования наравне с административными механизмами и экономическим стимулированием.
Председатель Совета директоров АО «РОТЕК» Михаил Лифшиц рассказал о конкретных инновационных и прорывных технологических проектах, реализуемых в компании и поддерживаемых АО «РОТЕК». Он отметил, что цифровизация отрасли важна с точки зрения прогностики и управлением надежностью, в чем российские разработки вполне конкурентоспособны.
При этом повышение надежности эксплуатации является экономическим фактором, понятным рынку. Так, ремонт по состоянию вместо регламентного ремонта — «мечта эксплуатанта», и это достигается цифровизацией. Несомненно, такая практика потребует корректив в регулировании, и АО «РОТЕК» готово выходить с такими инициативами по мере внедрения проектов.
М. Лифшиц назвал систему поддержки ВИЭ в России одной из лучших в мире для зарождения индустрии. Это тем более важно, что применение ВИЭ и комбинированных источников энергии критически важно для удаленных и внесетевых районов и территорий.
Выступление Михаила Тыкучинского было построено на концепции «Сколково как инновационный маркет-плейс», он говорил о новых и природоподобных технологиях для минимизации негативного эффекта, и повышения эффективности добычи, в частности, на месторождениях Сибири и Дальнего Востока, на основе технологий цифровизации в ТЭК.
Коллега из Японии, господин Ивао Охаси, остановился на возможностях сотрудничества России и Японии и призвал не останавливаться на простых решениях типа купли-продажи или инвестиций, нужен более сложный подход. Японскому бизнесу не хватает информации о потребностях бизнеса и проектов в России, о действиях и планах Правительства и институтов развития в России. Цель — вместе разработать конкурентоспособные проекты, прозрачные, взаимно эффективные.
Во второй половине дискуссии присоединились коллеги из российского Бюро НДТ (наилучших доступных технологий). Новое экологическое регулирование на основе технологического нормирования, введенное Федеральным законом №219-ФЗ, кардинально меняет привычную систему и вызывает множество вопросов. Руководитель Бюро НДТ Дмитрий Скобелев особо подчеркнул, что пришло время предприятиям понять, что можно и нужно влиять на появляющуюся нормативно-правовую базу. Рассказал эксперт о разработанной Минпромторгом России системе разнообразных мер поддержки российских производителей, как возвратных, так и безвозвратных.
А например, Вадим Куликов, первый заместитель генерального директора, главный инженер Агентства технологического развития, удивил и даже испугал термином «супермаркет НДТ».
Руководитель образовательных проектов Бюро НДТ Татьяна Гусева разъяснила механизм и специфику работы надо созданием отраслевых справочников НДТ и возможности их использования на предприятиях. Она призвала промышленников активнее участвовать в технических рабочих группах и способствовать появлению реалистичных технологических нормативов, ведь вся идеология НДТ основана на реализуемости мер регулирования.
Эксперты ответили на вопросы предприятий из зала, случился обмен контактами и договоренности о перспективном сотрудничестве.
Отшумел и завершился Иннопром-2017 — самый людный и интересный за свою историю, отмеченный посещением Президента России. Более 50 тыс. уникальных посетителей, 50 тыс. квадратных метров выставочных площадей, стенды более 600 компаний из 20 стран мира; торгово-промышленные делегации из 95 государств – таковы его формальные итоги. А сообщество энергоэффективности имело шанс еще раз встретиться, сверить свое видение с потребителями, наметить планы на будущее.