В Аналитическом центре при Правительстве РФ 10 августа прошло обсуждение проекта Комплексного плана повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации, разработанного Минэкономразвития России для преодоления барьеров, препятствующих развитию механизмов энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных отраслях отечественной экономики, а также для сокращения отставания в этой сфере.
«Сегодня мы обсудим проект Комплексного плана повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации, разработанный Минэкономразвития России для преодоления барьеров, препятствующих развитию механизмов энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных отраслях отечественной экономики, а также для сокращения отставания в этой сфере»
сказал начальник Управления отраслей экономики Аналитического центра Григорий Микрюков, открывая мероприятие в Аналитическом центре.
Комплексный план предусматривает принятие в конце 2017 и в течение 2018 годов целого ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов, формирующих законодательную базу для дальнейшего развития энергетической эффективности отечественной экономики, напомнил эксперт Аналитического центра Дмитрий Хомченко.
«Документ направлен на развитие мер по повышению энергетической эффективности как у производителей, так и у потребителей энергетических ресурсов и должен существенным образом повлиять на ситуацию в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности»
считает Д. Хомченко.
Мероприятия комплексного плана предусматривают распределение ответственности в данной сфере между различными федеральными органами государственной власти, создание рабочей группы для эффективного взаимодействия с субъектами Российской Федерации в целях организации работы, формирование системы информационного обеспечения государственной политики и создание информационного портала энергосервисных договоров, упрощающего процедуры подготовки проектной документации и конкурсных процедур, проведение ряда шагов, направленных на стимулирование повышения энергетической эффективности в жилом секторе и в бюджетной сфере и другое.
Заместитель директора Департамента Минэкономразвития России Дмитрий Вахруков подчеркнул, что главные цели документа заключаются в повышении конкурентоспособности экономики, технологическом обновлении и низкоуглеродном развитии экономики. Структура организационных изменений состоит из нескольких составляющих, отметил специалист.
«Мы нуждаемся в координирующей площадке для оперативного принятия решений, обеспечения эффективности взаимодействия, постановке единых целей и задач. При этом необходимо совершенствовать структуру полномочий и региональную политику. И конечно же, важно создать информационное обеспечение: улучшать официальный статистический учет и совершенствовать ГИС «Энергоэффективность».
сказал Д. Вахруков.
Что касается структуры ключевых мероприятий плана, то здесь, по мнению специалиста, нужно уделить внимание производству энергии и снижению потребления через обучение населения, нормирование расходов энергии и финансирование. Также важно снижать потери благодаря стимулированию, нормированию и обязательным требованиям. Среди других составляющих плана Вахруков назвал рейтингование предприятий, расширение налоговых льгот и «цифровизацию» процессов.
Помимо Плана представители органов власти и эксперты обсудили текущее состояние и тенденции долгосрочного развития механизмов повышения энергетической эффективности различных отраслей отечественной экономики, а также задачи, стоящие перед профессиональным сообществом в этой сфере.
Члены Профессионального энергетического клуба (ПРЭН-клуб) направили свои замечания на документ.
- При установлении целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и сравнения их с другими странами следует учитывать не только особенности климатических условий и географического положения, но и наличие энергоемких промышленных предприятий.
- Комплексным планом предусмотрено (пункт 12 и 15) установление единых нормативов технологических потерь при транспортировке тепловой энергии и воды по тепловым сетям и системам водоснабжения, а также единых нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии. При этом не указано, что означает единый норматив (единый для региона или на всю страну)?
- Комплексным планом (пункт 14) предусмотрена приоритизация загрузки энергоэффективных генерирующих объектов за счет установления требований к приоритетному включению и сохранению в составе схем и программ перспективного развития электроэнергетики и схем теплоснабжения энергоэффективных генерирующих объектов, а также приоритетной загрузке таких объектов. Стоит отметить, что схемы и программы перспективного развития электроэнергетики и схемы теплоснабжения не определяют очередность загрузки генерирующих объектов. При разработке схем теплоснабжения требования к приоритетной загрузке источников с комбинированной выработкой установлены в ФЗ-190. Странная трактовка «установление требований к приоритетному включению и сохранению в составе отраслевых схем и программ развития энергоэффективных генерирующих объектов и их загрузке» Можно быть эффективным по электроэнергии, при этом не вырабатывать тепло. Что тогда делаем? Также невозможно установить в схемах и программах развития «приоритет включения»! У нас же рынок, как никак!
- Почему фонд реформирования ЖКХ назначен выполнять роль методолога по энергосбережению в экономике (пункт 5)? Разве у него есть компетенции в экономике, имеются на это кадры и ресурсы? Предлаем учесть опыт США по созданию в 1999 году Национальной лаборатории энергетических исследований, цель которой и была поддерживать в научном плане программы развития энергетики США. Возможно будет поручить ей все исследования по энергетике, в том числе по энергосбережению. А Фонд реформирования ЖКХ оставить компетенции по энергосбережению в зданиях.
Мероприятие проводилось Аналитическим центром совместно с Департаментом государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России.