«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ
ПРОЕКТОВ»
(утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 N ВК 477) неофициальная редакция
Утверждено
Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике
21.06.1999 N ВК 477
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. НАЗНАЧЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ
1.1. Методические рекомендации (далее — Рекомендации) содержат описание корректных (непротиворечивых и отражающих правила рационального экономического поведения хозяйствующих субъектов) методов расчета эффективности инвестиционных проектов (ИП).
В этих целях Рекомендации предусматривают:
— унификацию терминологии и перечня показателей эффективности ИП, разрабатываемых различными проектными организациями, а также подходов к их определению;
— систематизацию и унификацию требований, предъявляемых к предпроектным и проектным материалам при рассмотрении расчетов эффективности ИП, а также к составу, содержанию и полноте исходных данных для проведения этих расчетов;
— рационализацию расчетного механизма, используемого для определения показателей эффективности, и приведение его в
соответствие с нормативными требованиями и расчетными формами, принятыми в международной практике;
— установление требований к экономическому сопоставлению вариантов технических, организационных и финансовых решений,
разрабатываемых в составе отдельного ИП;
— учет особенностей реализации отдельных видов ИП, обусловливающих использование нестандартных методов оценки
эффективности.
1.2. Рекомендации предназначены для предприятий и организаций всех форм собственности, участвующих в разработке, экспертизе и
реализации ИП.
При привлечении сторонних проектно — изыскательских организаций Рекомендации могут являться основой для формулирования требований к технико — экономическим расчетам и обоснованиям при выдаче этим организациям заданий на разработку проектных
материалов.
Рекомендации могут быть приняты в качестве основы для создания нормативно — методических документов по разработке и оценке эффективности отдельных видов ИП, учитывающих их специфику.
1.3. Рекомендации используются:
— для оценки эффективности и финансовой реализуемости ИП;
— для оценки эффективности участия в ИП хозяйствующих субъектов;
— для принятия решений о государственной поддержке ИП;
— для сравнения альтернативных (взаимоисключающих) ИП, вариантов ИП и оценки экономических последствий выбора одного из них;
— для оценки экономических последствий отбора для реализации группы ИП из некоторой их совокупности при наличии фиксированных
финансовых и других ограничений;
— для подготовки заключений по экономическим разделам при проведении государственной, отраслевой и других видов экспертиз обоснований инвестиций, ТЭО, проектов и бизнес — планов;
— для принятия экономически обоснованных решений об изменениях в ходе реализации ИП в зависимости от вновь выявляющихся обстоятельств (экономический мониторинг).
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ РЕАЛИЗУЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ (ИП)
2.1. Определение и виды эффективности ИП
Эффективность ИП — категория, отражающая соответствие проекта, порождающего данный ИП (см. разд. П1.1 Приложения 1), целям и интересам его участников.
Осуществление эффективных проектов увеличивает поступающий в распоряжение общества внутренний валовой продукт (ВВП), который затем делится между участвующими в проекте субъектами (фирмами (акционерами и работниками), банками, бюджетами разных уровней и пр.). Поступлениями и затратами этих субъектов определяются различные виды эффективности ИП.
Рекомендуется оценивать следующие виды эффективности:
— эффективность проекта в целом;
— эффективность участия в проекте.
Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования. Она включает в себя:
— общественную (социально — экономическую) эффективность проекта;
— коммерческую эффективность проекта.
Показатели общественной <*> эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления ИП для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние»: затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты.
«Внешние» эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме при наличии соответствующих нормативных и методических материалов.
В отдельных случаях, когда эти эффекты весьма существенны, при отсутствии указанных документов допускается использование оценок
независимых квалифицированных экспертов. Если «внешние» эффекты не допускают количественного учета, следует провести качественную оценку их влияния. Эти положения относятся также к расчетам региональной эффективности.
В тех случаях, когда ИП затрагивает интересы не одной страны, а нескольких, общественная эффективность характеризует проект с точки зрения всей системы в целом. В случае же «чисто российского» ИП общественная эффективность совпадает с народнохозяйственной.
Показатели коммерческой эффективности проекта учитывают финансовые последствия его осуществления для участника,
реализующего ИП, в предположении, что он производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его
результатами.
Показатели эффективности проекта в целом характеризуют с экономической точки зрения технические, технологические и организационные проектные решения.
Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости ИП и заинтересованности в нем всех его участников.
Эффективность участия в проекте включает:
— эффективность участия предприятий в проекте (эффективность ИП для предприятий — участников);
— эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров акционерных предприятий — участников ИП);
— эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям — участникам ИП, в том числе:
— региональную и народнохозяйственную эффективность — для отдельных регионов и народного хозяйства РФ;
— отраслевую эффективность — для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово — промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;
— бюджетную эффективность ИП (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).
2.2. Основные принципы оценки эффективности
В основу оценок эффективности ИП положены следующие основные принципы, применимые к любым типам проектов независимо от их технических, технологических, финансовых, отраслевых или< региональных особенностей.
Скачать полную версию документа