В ноябре 2009 г. принят и вступил в силу Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствие, с которым устанавливаются требования в обеспечении энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, коммунальной инфраструктуре, в муниципальных предприятиях, а также в других направлениях.
Согласно ФЗ-261 «Об энергосбережении …», в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в МКД включаются требования о проведении соответствующих мероприятий.
Обязанности ответственных за содержание МКД
Законом предусмотрен перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, а также в отношении общего имущества собственников помещений. В соответствии с законом лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества. Собственники помещений обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. Собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В свою очередь организации, осуществляющие снабжение энергетическими ресурсами регулярно (не реже чем один раз в год) обязаны предлагать перечень мероприятий по энергосбережению для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов.
Перечень мероприятий должен быть доведен указанными организациями, до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, путем размещения информации в подъездах многоквартирного дома и (или) других помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также иными способами по усмотрению этой организации.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Таким образом, согласно ст.12 п.7 ФЗ-261 лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
В отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил. Если расчеты за потребляемую в многоквартирном доме тепловую энергию осуществляются с учетом величины тепловой нагрузки, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано определить величину тепловой нагрузки при соблюдении установленных требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил и произвести иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия в целях оптимизации расходов собственников помещений в многоквартирном доме на оплату тепловой энергии. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме информацию о проводимых действиях или об отсутствии возможности их проведения по технологическим причинам.
На настоящий момент единственным способом для определения перечня и оценки мероприятий по энергосбережению и по повышению энергоэффективности многоквартирного дома является энергетическое обследование или энергоаудит, в результате которого составляется энергетический паспорт, предусмотренный ФЗ-261 и другими нормативными документами.
В срок до 1 июля 2012 года собственники жилых помещений обязаны были обеспечить оснащение многоквартирных жилых домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых ресурсов, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета.
В соответствии с 261-ФЗ управляющие компании и ТСЖ договор на установку, замену и эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов могут заключать с ресурсоснабжающими организациями, которые в свою очередь не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключение договора.
До 1 июля 2013 года ресурсоснабжающие организации обязаны были совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению приборами учета должно обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа оплатить расходы в добровольном порядке ресурсоснабжающие организации имеют право принудительного взыскания. Собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей по установке приборов учета оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходов на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату начисления.
Административная ответственность за нарушение энергосбережения
Законодатель, утвердив обязанности по энергосбережению для лиц, ответственных за содержание МКД, - утвердил и меру ответственности за неисполнение таких обязанностей. Эта ответственность прописана в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В ст. 9.16 «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» указано, что несоблюдение лицами, ответственными за содержание МКД, требований энергетической эффективности, предъявляемых к МКД, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности ОИ собственников помещений в МКД - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс.руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 до 15 тыс.руб.; на юридических лиц - от 20 до 30 тыс.руб.
Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о разработке и доведения до собственников помещений предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа.
Штраф за несоблюдение требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в МКД предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности –от 5 до 10 тыс.руб.; на юридических лиц - от 20 до 30 тыс.руб.
Работа должна проводиться в полном объеме и в установленные сроки. Несоблюдение сроков обязательного энергетического обследования - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс.руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 до 15 тыс.руб.; на юридических лиц - от 50 до 250 тыс.руб. Несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс.руб.; на юридических лиц - 10 тыс.руб.
Энергоаудит и составление энергопаспорта с перечнем мероприятий по энергосбережению
Cобственники помещений вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, наличие ЭНЕРГОПАСПОРТА жилого дома или при его отсутствии - заключения договора на выполнение энергетического обследования их дома.
В результате энергоаудита жители получают подробный отчёт с рекомендациями по снижению энергопотребления, а также энергетический паспорт. Данный документ является результатом работы энергоаудиторской организации, в него заносятся результаты, полученные в ходе энергетического обследования, данные по энергопотреблению, указывается класс энергоэффективнсти дома, отражаются все потери энергоресурсов и мероприятия по их устранению с приблизительной стоимостью работ, в т.ч., по схеме энергосервисного контракта (без первоначальных затрат со стороны жителей дома).