Разработка и реализация программы энергосбережения и повышения энергоэффективности — обязательное требование законодательства для организаций с участием государства и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также один из основополагающих организационных документов для эффективной работы предприятия, как составная часть управления издержками.
СРО НП «МАЭ» проводит контроль (экспертизу) программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на предмет соответствия законодательству.
При отсутствии замечаний программа энергосбережения регистрируется в едином реестре энергопаспортов и программ энергосбережения с присвоением регистрационного номера СРО.
Также выдается экспертное заключение (акт регистрации программы) о соответствии предоставленной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности требованиям законодательства с отметкой о соответствии (печать СРО энергоаудиторов).
Требования законодательства к программам энергосбережения
Требования законодательства к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности приведены в следующих документах:
- Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»
- Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 399 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях»
- Приказ Минэкономразвития России от 07.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»
- Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2011 № 591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях»
- Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2019 № 468 «Об утверждении методических рекомендаций по оценке эффективности реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в промышленности»
Контроль (экспертиза) программы энергосбережения независимыми экспертами СРО
Чтобы выполнить все требования законодательства, организация-разработчик программы энергосбережения безусловно должна иметь опытных специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Такие специалисты имеются в организациях, являющихся членами СРО энергоаудиторов.
При этом оценить качество разработанной программы энергосбережения затруднительно для Заказчика. Особенно если это небольшое учреждение, часто не имеющее квалифицированных специалистов, способных произвести форматно-логический контроль программы и проверить расчеты.
Независимый контроль (экспертиза) программы энергосбережения, проведенный опытными экспертами СРО в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности позволит не допустить утверждения несоответствующей нормативно-правовым актам программы, а добросовестный разработчик программы подтвердит высокое качество результата работ, в том числе при проверке программы энергосбережения вышестоящими органами.
Заказчик же, без дополнительных затрат времени своего персонала, и даже при фактическом отсутствии собственного квалифицированного в указанной области персонала, получит подтверждение соответствия разработанного документа требованиям законодательства.
Техническое задание и договор на разработку программы энергосбережения
Поэтому считаем, что в целях повышения качества, Заказчику, руководителю учреждения необходимо включать в договор на разработку программы энергосбережения пункты, обеспечивающие:
- Наличие у разработчика программы энергосбережения действующего допуска СРО энергоаудиторов, подтвержденного актуальной выпиской из реестра СРО.
- Необходимость контроля качества в виде экспертизы разработанной программы энергосбережения в СРО энергоаудиторов с присвоением регистрационного номера.
Данный подход почти полностью исключит риск заключения договора на разработку программы энергосбережения с некомпетентной организацией-«однодневкой» и последующие проблемы с реализацией некачественной программы энергосбережения.
Программа энергосбережения составляется на 5 (пять) лет, так же могут потребоваться ее ежегодная корректировка и консультации опытных специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, поэтому несомненно, что Заказчик заинтересован в высокой компетенции и большом опыте Исполнителя (разработчика программы энергосбережения).
Регистрационный номер программы энергосбережения
Член СРО энергоаудиторов предоставляет разработанную программу энергосбережения, заявление о проведении контроля (экспертизы) в СРО энергоаудиторов.
Если при этом было проведено энергетическое обследование с составлением энергопаспорта и отчета, то проводится комплексный контроль (экспертиза) энергопаспорта, отчета и программы энергосбережения.
При отсутствии замечаний документации присваивается регистрационный номер в реестре СРО и выдается экспертное заключение (акт регистрации) о соответствии предоставленной документации.