РЕЗОЛЮЦИЯ
VII Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия»
4-6 июня 2021 года состоялся VII ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ РОССИЯ».
Организаторами VII Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия» выступили Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (НОЭ) при участии Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) и РОО «Общественный совет по развитию саморегулирования». Официальную поддержку мероприятия осуществляли Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации.
В работе Форума приняли участие представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Ростехнадзора, ФАС России, ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, АНО «Национальное агентство развития квалификаций», Центра отраслевых исследований и консалтинга Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Государственного автономного учреждения города Москвы «Московская государственная экспертиза», Комитета государственного строительного надзора города Москвы, РОО «Общественный совет по развитию саморегулирования», Международной ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования, Российской Ассоциации малой энергетики; Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр энергосбережения», НОЭ, НОПРИЗ, АС «АВОК Северо-Запад»; ведущие производители энергоэффективной продукции, топ-менеджеры и эксперты крупных инвестиционных, строительных, энергоснабжающих, энергосервисных, энергоаудиторских компаний, научных организаций, банков, консалтинговых фирм из различных регионов России.
В рамках деловой программы Форума было проведено 3 панельных дискуссии и конференция НОПРИЗ.
По итогам VII Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия» подготовлена Резолюция, решения которой направлены на совершенствование законодательного и нормативно-технического регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и содержат следующие положения:
I. В части организационного обеспечения политики повышения энергетической эффективности, а также вопросов изменения климата
1.1. Продолжить совершенствование нормативной правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с целью создания дополнительных стимулов к повышению энергетической эффективности российской экономики.
1.2. Поддержать работу Минэкономразвития России по подготовке проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации.
1.3. Рекомендовать Минэкономразвития России:
- ввести на законодательном уровне понятие «региональные центры энергосбережения», а также закрепить функционал региональных центров энергосбережения, путем внесения изменений в Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- закрепить в перечне полномочий региональных центров энергосбережения реализацию по консолидации и распределению на основании результатов соответствующих конкурсных отборов внебюджетных средств, полученных с применением регулируемых цен (тарифов);
- разработать систему рейтинга региональных центров энергоэффективности с четко определенным перечнем критериев и методикой расчета. В данной системе предусмотреть также премирование тройки лидеров в виде государственных грантов на реализацию мероприятий по повышению энергетической эффективности в соответствующем регионе;
- разработать систему рейтинга уровня энергоэффективности субъектов Российской Федерации с четко определенным перечнем критериев и методикой расчета.
1.4. Поддержать реализуемую Минэкономразвития России деятельность в области реализации климатической политики.
1.5. Рекомендовать отраслевым ассоциациям в сфере проектирования и строительства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также смежных областях провести анализ возможных последствий от изменения климата в отдельных отраслях и выработать предложения по формированию планов адаптации отраслей к таким последствиям.
1.6. Рекомендовать Минэнерго России, Минстрою России, Минпромторгу России и Минэкономразвития России учесть при разработке отраслевых планов адаптации к изменениям климата предложения отраслевых ассоциаций.
II. В части стимулирования использования энергоэффективных товаров, внедрения и эксплуатации энергоэффективных объектов и технологий, наилучших доступных технологий
2.1. Техническому комитету по стандартизации ТК 039 «Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Энергоменеджмент» организовать работу по актуализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. № 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2021 г. № 305 «Об утверждении Правил проведения актуализации перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, и критериев соответствия объектов и технологий объектам и технологиям высокой энергетической эффективности».
2.2. Разработать меры стимулирования использования организациями топливно-энергетического комплекса наилучших доступных технологий (НДТ), включая разработку и применение соответствующих справочников и реестров НДТ, в целях технического и экологического регулирования, а также приобретения энергоэффективного оборудования.
2.2. Актуализировать справочники НДТ в части дополнения их показателями энергоэффективности.
2.3. Рекомендовать Минпромторгу России совместно с НОЭ и РАЭСКО разработать изменения в Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях приведения требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов, в соответствии с ТР ЕАЭС 048/2019. Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств».
III. В части стимулирования повышения энергетической эффективности в секторе зданий, строений, сооружений, а также развития «зеленого строительства»
3.1. Отметить необходимость разработки новой редакции проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов», обеспечивающего повышение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, включая многоквартирные дома, с учетом современного уровня развития технологий энергосбережения и повышения энергетической эффективности и инструментально-расчетных методов определения расхода энергетических ресурсов.
3.2. Внести изменения в действующее законодательство в части присвоения классов энергетической эффективности зданиям, строениям, сооружениям, не относящимся к многоквартирным домам.
3.3. В целях стимулирования строительства многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, и приобретения квартир в этих домах установить для физических лиц дифференцированные ставки по налогу на имущество физических лиц, являющихся собственниками квартир, в зависимости от класса энергетической эффективности многоквартирного дома.
3.4. Расширить государственную поддержку в рамках государственной программы льготного кредитования на приобретение жилья от застройщика в многоквартирных домах высокого класса энергетической эффективности.
3.5. Ввести условие обязательного доведения до потребителя при продаже, предоставлении во владение или пользование на возмездной основе жилого помещения, а также общественных зданий, строений, сооружений информации о классе энергетической эффективности.
3.6. Рекомендовать Минэкономразвития России и Росреестру рассмотреть вопрос о внесении в ЕГРН дополнительных сведений о жилых помещениях в части указания класса энергетической эффективности многоквартирных домов, в которых расположены такие жилые помещения.
3.7. Ввести требования о проведении обязательного энергетического обследования при определении класса энергетической эффективности для многоквартирных домов при новом строительстве.
3.8. Повысить требования к классам энергетической эффективности зданий, строений, сооружений при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3.9. Ввести требования об обеспечении класса энергетической эффективности многоквартирных домов не ниже класса «C» при проведении капитального ремонта.
3.10. Создать постоянно действующую программу стимулирования собственников к проведению энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов.
3.11. Выступить с инициативой о возможности выделения части средств из фонда капитального ремонта многоквартирных домов на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
3.12. Внести изменения в Правила предоставления финансовой поддержки за счет средств Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта МКД в части предоставления собственникам возможности напрямую, минуя местные и региональные органы власти, направлять заявки в Государственную корпорацию на возмещение затрат и прямым путем получать компенсацию за проведенные мероприятия, а также расширения возможности получения компенсации
для многоквартирных домов, реализующих мероприятия по энергосбережению в рамках энергосервисных контрактов.
3.13. Проработать изменения в действующее жилищное законодательство с целью наделения регионального оператора капитального ремонта многоквартирных домов и владельца специального счета правом выступать от имени собственников стороной энергосервисного договора (контракта).
3.14. Проработать вопрос предоставления льгот (субсидий) за ЖКУ на размер дополнительного взноса на капитальный ремонт, направленного на финансирование энергосервисных мероприятий.
3.15. Ввести обязанность установки индивидуальных приборов учета потребления энергетических ресурсов и воды, оснащенных системами дистанционного сбора показателей, в многоквартирных домах. Утвердить технические требования к интеллектуальным приборам учета и системам дистанционного сбора показателей.
3.16. Запретить проектирование и строительство многоквартирных домов без автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления энергетических ресурсов и воды в многоквартирных домах, включающих общедомовые и индивидуальные приборы учета потребления энергетических ресурсов.
3.17. Совершенствовать порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием приборов учета в многоквартирных и жилых домах, подключенных к централизованным системам отопления.
3.18. Пересмотреть нормативы потребления энергетических ресурсов и воды исходя из статистических данных о фактическом потреблении ресурсов на основании приборов учета с целью оптимизации норм проектирования зданий, строений, сооружений и инфраструктуры.
3.19. Рекомендовать Комитету Государственной Думы по транспорту и строительству:
- поддержать развитие направления «зеленое строительство», внедрение которого будет способствовать достижению Российской Федерацией обязательств по сокращению выбросов парниковых газов путем внедрения системы замкнутого цикла, сокращения энергопотребления и сокращению углеродного следа;
- рассмотреть возможные императивные и стимулирующие механизмы «зеленого» строительства, в том числе, в рамках механизма «зеленого» финансирования.
IV. В части стимулирования развития финансовых инструментов поддержки повышения энергетической эффективности
4.1. В целях комплексного стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в энергоемких отраслях экономики внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части передачи полномочий по установлению соответствующих льгот по налогу на имущество организаций с уровня субъектов Российской Федерации на федеральный уровень.
4.2. Предусмотреть возможность введения системы налогов или штрафов для юридических лиц за неэффективное использование энергоресурсов в различных отраслях.
4.3. Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с ФАС России, НОЭ и РАЭСКО подготовить предложения о внедрения в России систем «белых сертификатов» или аналогичных схем по возложению на отдельные категории организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обязательств по обеспечению осуществления мероприятий по повышению энергетической эффективности у потребителей энергетических ресурсов за счет тарифных и (или) бюджетных источников.
4.4. Закрепить за уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) правовой возможности учета в составе регулируемых цен (тарифов) отчислений на энергосбережение, подлежащих перечислению в специализированные фонды, сформированные на базе региональных центров энергосбережения.
4.5. Разработать предложения по внедрению в Российской Федерации системы целевых соглашений в области повышения энергетической и экологической эффективности, предусматривающей обязательства крупных потребителей энергетических ресурсов по реализации мероприятий по повышению энергетической и экологической эффективности на собственных объектах, и их исполнение с участием федерального и региональных центров компетенции в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
4.6. Рекомендовать Минстрою России совместно с Минэкономразвития России, НОЭ и РАЭСКО разработать изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в целях обеспечения возможности заключения и исполнения концессионных соглашений, направленных на переход от открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) к закрытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения).
4.7. Совместно с финансовым сообществом продолжить разработку системных мер, направленных на снижение рисков кредитования и рефинансирования проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая кредитование и рефинансирования энергосервисных компаний и проектов, в том числе реализуемых в рамках региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов.
4.8. Продолжить разработку мер, направленных на включение в порядок заключения и исполнения энергосервисных договоров (контрактов) в бюджетной сфере дополнительных механизмов повышения их инвестиционной привлекательности, уже апробированных в рамках законодательства о концессионных соглашениях, включая особые обстоятельства, обеспечивающие возмещение затрат энергосервисной компании, включая упущенную предпринимательскую выгоду, в том числе в случае расторжения энергосервисного договора по инициативе публичной стороны.
4.9. Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с НОЭ и РАЭСКО:
- обеспечить внесение изменений в законодательство, направленных на уточнение возможности превышения в ходе исполнения энергосервисного контракта цены (стоимости) контракта, определенной в ходе проведения закупок, расширяющие возможности применения расчетно-измерительного способа определения объема потребления энергетических ресурсов, возможности предоставления субсидий на увеличение совокупных расходов заказчика по статье оплаты коммунальных ресурсов при корректировке базового уровня потребления в связи с несоблюдением в базовый период нормативных требований к системам освещения и отопления, а также показателям их работы.
- обеспечить внесение изменений в методику определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, снижающих требования по количеству световых приборов, мощность которых подлежит измерению при реализации энергосервисного договора (контракта), устанавливающих требование об однократном проведении соответствующих измерений, а также расширяющих сферу применения расчетно-измерительного способа на системы теплоснабжения и электроснабжения, системы пищеприготовления.
4.10. Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с Минстроем России, НОЭ и РАЭСКО обеспечить внесение изменений в законодательство, направленных на создание условия для заключения и исполнения энергосервисных договоров в многоквартирных домах, включая уточнения порядка принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, предоставления льгот на оплату энергосервисных договоров.
4.11. Рекомендовать Минстрою России совместно с ФАС России, НОЭ и РАЭСКО обеспечить внесение изменений в законодательство, обеспечивающих дополнительные гарантии оплаты энергосервисных услуг в системах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и сохранения за регулируемой организацией экономического эффекта при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары и услуги в течение срока действия энергосервисного договора, в том числе с использованием инструмента регуляторных соглашений.
4.12. Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с Минфином России, ФАС России, НОЭ и РАЭСКО разработать изменения в правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки энергосервисных услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части совершенствования соотношения стоимостных и нестоимостных критериев и особенностей их оценки.
V. В части развития уровня просвещения, информационного обеспечения и профессиональной компетенции
5.1. Поддержать необходимость учреждения ежегодной национальной премии в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
5.2. Рекомендовать Минэкономразвития России:
- поддержать ежегодное проведение Всероссийского фестиваля энергосбережения и экологии #ВместеЯрче, а также рассмотреть расширение тематических направлений данного мероприятия;
- поддержать развитие НОЭ совместно с РАЭСКО и отраслевыми ассоциациями направления популяризации в области энергосбережения, экологии и климата;
- включить в ежегодный государственный доклад об энергосбережении и повышении энергетической эффективности информацию о проводимых мероприятиях в области повышения информированности населения, популяризации и образовательной деятельности в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности, а также связанных с ними областях охраны окружающей среды и климатической политики, включая вопросы адаптации к изменениям климата.
5.3. Организовать на базе федерального и региональных центров компетенций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности обучение основам энергосбережения и повышения энергетической эффективности ответственных сотрудников бюджетной сферы по программам обучения, разработанным на основе профессиональных стандартов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
5.4. Ввести обязательное повышение квалификации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности руководителей государственных (муниципальных) учреждений.
5.5. Высшему образовательному консорциуму НОЭ совместно с АНО ДПО «ИПК ТЕХНОПРОГРЕСС» продолжить проведение бесплатных вебинаров для руководителей и специалистов, отвечающих за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетных организациях.
5.6. Учитывая высокий спрос в специалистах в области экологии, ресурсосбережения и повышения энергетической эффективности, подтвердить целесообразность создания Совета по профессиональным квалификациям в области экологии, ресурсосбережения и повышения энергоэффективности на базе НОЭ.
5.7. НОЭ:
- провести анализ существующих профессиональных стандартов на предмет их достаточности и наличия квалификаций, связанных с компетенциями в области экологии, ресурсосбережения и повышения энергетической эффективности. При необходимости, инициировать разработку новых профессиональных стандартов;
- принять участие в мониторинге рынка труда, проводимого Национальным агентством развития квалификаций совместно с советами по профессиональным квалификациям, для выявления современных требований к кадрам, прогнозирования потребности в кадрах в области экологии, ресурсосбережения и повышения энергоэффективности;
- организовать при методической поддержке Национального агентства развития квалификаций подготовку оценочных средств для организации централизованного проведения профессиональных экзаменов в дистанционном режиме.
5.8. Предложить Национальному агентству развития квалификаций рассмотреть вопрос об участии вузов и ссузов, принимающих участие в подготовке кадров в области экологии, ресурсосбережения и повышения энергоэффективности, в проекте по проведению оценки студентов и выпускников по стандартам независимой оценки квалификации.
5.9. Поддержать инициативу Минэкономразвития России о внесении предложений в Минобрнауки России по разработке учебных программ подготовки специалистов в области регулирования выбросов парниковых газов и климатических изменений.