Министерство экономического развития Российской Федерации опубликовало Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2021 год.
Ключевые выводы доклада:
Энергоемкость ВВП (без неэнергетических нужд по сумме секторов) в 2021 г. составила 9,52 т. у. т./млн руб. в ценах 2016 г., что на 2,3% выше уровня 2020 г. Во многом рост связан со спецификой 2020 г., когда снижение энергоемкости было связано со снижением потребления ресурсов из-за локдауна, при этом технологическая энергоэффективность заметно не изменилась.
В 2021 г. совокупное потребление ТЭР в стране составило 888,7 млн т. у. т., что на 59,2 млн т. у. т. больше, чем в 2020 г. Наиболее энергоемкими секторами по-прежнему остаются «Электроэнергетика, производство тепловой энергии» (27,4%), «Обрабатывающая промышленность» (20%), «Население» (17,2%) и «Транспорт» (15,2%).
Изменение энергоемкости за счет технологического фактора служит главным индикатором для мониторинга реализации политики повышения энергоэффективности.
В 2021 г. за счет данного фактора рост потребления энергии составил 2,8 млн т. у. т., а энергоемкость ВВП выросла на 0,3%. За последние 6 лет такой эффект наблюдался только в 2016 г. В 2015–2021 гг. за счет технологического фактора энергоемкость ВВП снизилась на 4,2% (в среднем на 0,7% в год), при этом сама энергоемкость ВВП в 2015–2021 гг. выросла на 3,4%. Следовательно, наблюдается умеренный прогресс в повышении энергоэффективности.
В разрезе секторов вклад технологического фактора в 2021 г. составил:
- в секторе «Электроэнергетика» впервые с 2015 г. технологический фактор способствовал не снижению, а росту потребления энергии на 1,7 млн т. у. т., вызвано это в основном ростом удельных расходов топлива на генерацию электроэнергии на 2,3 млн т. у. т.;
- в секторе «Теплоснабжение» фактор способствовал росту потребления энергии на 0,3 млн т. у. т. за счет повышения доли потерь в тепловых сетях и роста УРУТ на производство тепловой энергии на ТЭС;
- в секторе «Добывающая промышленность» технологический фактор позволил снизить потребление энергии на 4,1 млн т. у. т.;
- в секторе «Обрабатывающая промышленность» за счет технологического фактора потребление энергии снизилось на 0,6 млн т. у. т.;
- в секторе «Сельское хозяйство» фактор способствовал увеличению расхода энергии на 1 млн т. у. т.;
- в секторе «Транспорт» вклад технологического фактора в прирост потребления энергии равен 3,5 млн т. у. т., что в большей степени связано с восстановлением уровня заполняемости транспортных средств, в частности воздушного транспорта;
- в секторе «Жилищно-коммунальное хозяйство» строительство новых, более энергоэффективных, зданий и повышение теплозащиты существующих, рост использования энергоэффективных систем ГВС и бытовых приборов позволили снизить потребление энергии на 1,5 млн т. у. т.;
- в секторе «Сфера услуг» за счет технологического фактора потребление энергии увеличилось на 1,9 млн т. у. т., при этом увеличение удельных расходов энергии на единицу площади вызвано не ухудшением технических характеристик зданий и оборудования, а ростом заполняемости зданий в первую очередь бюджетной сферы и в меньшей степени коммерческих зданий.
По состоянию на конец 2021 г. в 71 субъекте Российской Федерации приняты региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Фактический объем финансирования региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в 2021 г. вырос на 16% по отношению к предыдущему году и достиг 161 млрд руб., в том числе за счет бюджетных средств – 50,5 млрд руб., внебюджетных средств – 110,5 млрд руб. При этом инвестиции за счет внебюджетных источников увеличились на 18%, а со стороны консолидированного бюджета Российской Федерации – на 12%.
Оценочная экономия ресурсов в результате реализации программ в области энергоэффективности и энергосбережения в 2021 г. составила 2 220 тыс. т. у. т. Для сравнения: в 2020 г. она составляла 1 133 тыс. т. у. т.
В 2021 г. продолжился рост числа и общей стоимости энергосервисных контрактов. В сегменте до 100 млн руб. было заключено 954 контракта (+19,7% – здесь и далее по сравнению с 2020 г.), в сегменте более 100 млн руб. – 35 контрактов (+20,7%). Общая стоимость контрактов сегмента до 100 млн руб. составила 7,3 млрд руб. (+15,1%), сегмента более 100 млн руб. – 50,2 млрд руб., т. е. выросла почти в 4 раза.
Наиболее востребованным механизм энергосервиса остается в сфере применения эффективной светотехнической продукции: более 66% контрактов заключено на модернизацию внутреннего и наружного освещения объектов социальной сферы и уличного освещения. По количеству заключенных контрактов наибольшее распространение в 2021 г. энергосервис получил на объектах социальной сферы (83,3%).
Количество зданий бюджетного сектора, оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП), в 2021 г. сохранилось на уровне 81,2 тыс., однако с 25,5% до 24% снизилась доля подобных зданий бюджетного сектора от всех зданий. Вместе с тем изменения произошли в отношении индикаторов, характеризующих уровень оснащенности многоквартирных домов ИТП. В абсолютном выражении количество МКД, оборудованных ИТП, выросло на 12,1% (со 173,3 до 197,2 тыс. ед.), а площадь – на 14,1% (с 1 200,1 до 1 397,2 млн м²).
Уровень оснащенности МКД общедомовыми приборами учета потребления холодной и горячей воды составляет 54,3% и 66,3% соответственно. МКД с установленными приборами учета тепловой энергии составили 63,9% от общего количества многоквартирных домов, что соответствует уровню 2020 г., а оснащенность МКД приборами учета потребления электрической энергии – 74,2% (на 1% выше, чем в предыдущем году).
Наибольший абсолютный прирост за 2021 г. зафиксирован в отношении квартир в МКД, фактически оборудованных приборами учета потребления холодной воды. По сравнению с предыдущим годом количество квартир с установленными приборами учета холодной воды выросло на 1,6 млн, а уровень их оснащенности — на 0,6 п. п., с 81,7% до 82,3%; количество квартир с установленными приборами учета горячей воды увеличилось с 27,2 до 28,3 млн (на 1,1 млн), а их доля в общем количестве жилых квартир в МКД – с 84,8% до 84,6% (на 0,2 п. п.). Индивидуальными приборами учета тепловой энергии в Российской Федерации оснащены 29,3% жилых квартир в многоквартирных домах (в 2020 г. – 27,5%). Уровень оснащенности квартир индивидуальными приборами учета потребляемой электрической энергии остается очень высоким – 97,1% (в 2020 г. – 96,6%). В относительном выражении больше всего – на 6,3 п. п. – в 2020–2021 гг. вырос удельный вес МКД, оснащенных индивидуальными приборами учета потребления природного газа: с 45,5% до 51,8%.
По состоянию на конец 2021 г. удельный вес эксплуатируемых МКД с присвоенным классом энергетической эффективности от высочайшего (A++) до повышенного (С) составил 6,4%, что на 0,3 п. п. больше, чем в конце 2020 года. Доля МКД с классами D, E, F, G изменилась с 5,5 до 7,1% по сравнению с предыдущим годом. Вместе с тем доля многоквартирных домов без класса энергоэффективности сократилась с 88,4 до 86,5%.
В 2021 г. количество введенных в эксплуатацию МКД, у которых не определен класс энергетической эффективности, составило 33,4% от общего числа введенных в эксплуатацию МКД (в 2020 г. – 29,9%). Наибольшее представительство зафиксировано в классе B (высокий): 41,0% – в 2019 г., 28,4% – в 2020 г. и 22,4% – в 2021 г. По состоянию на конец 2021 года общее количество эксплуатируемых МКД составило 871 932 единиц.
Ежегодно увеличивается доля энергоэффективных светодиодных светильников в освещении автомобильных дорог. Поэтому, несмотря на увеличение установленного парка светильников в 2021 г. на 2% по сравнению с 2020 г., совокупный расход электроэнергии на уличное и дорожное освещение вырос всего на 0,49% по сравнению с предыдущим годом. Рост доли светодиодных светильников в 2021 г. на дорогах федерального значения составил 8,1%, на дорогах регионального и межмуниципального значения – 9,9%, на дорогах местного значения – 9,8%.
Полный текст документа: Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2021 год.
Департамент конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России