В Государственную Думу внесен проект федерального закона № 904086-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Проект федерального закона разработан в целях совершенствования системы государственного регулирования в области разработки, утверждения и контроля за выполнением инвестиционных программ организаций в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
В настоящее время законодательно не закреплена обязанность ресурсоснабжающих организаций разработать, а уполномоченных исполнительных органов субъектов Российской Федерации утвердить инвестиционные программы при планируемой реализации мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов и систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сообщается в пояснительной записке к проекту.
Утвержденные инвестиционные программы имеет только 6 процентов организаций в сфере теплоснабжения, 2,5 процента в сфере водоснабжения и 4 процента в сфере водоотведения.
При установлении тарифов учитываются инвестиционные ресурсы, не используемые целевым образом. Так, по данным федеральной государственной информационной системы «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования – региональные органы регулирования – субъекты регулирования» ФАС России (далее – ФГИС ЕИАС) 50 процентов амортизации, включаемой в тарифы, не направляется на финансирование инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций.
В то же время износ коммунальной инфраструктуры остается предельно высоким (70 процентов), доля нуждающихся в замене сетей в водоснабжении и водоотведении превышает 40 процентов от общей протяженности сетей, в теплоснабжении – 30 процентов. Также Президентом Российской Федерации по итогам XXV Петербургского международного экономического форума 15-18 июня 2022 г. поставлена задача по снижению во всех субъектах Российской Федерации доли коммунальной инфраструктуры с высокой степенью износа.
Узнать больше
В целях решения данной проблемы законопроектом вводится перечень случаев, когда утверждение инвестиционной программы для ресурсоснабжающих организаций является обязательным.
Данный механизм позволит исключить случаи, когда мероприятия инвестиционного характера финансируются в рамках текущей деятельности и не учитываются в общем объеме инвестиций, а также не позволяют оценить их влияние на изменение технико-экономического состояния коммунальной инфраструктуры.
В связи с этим законопроект существенно расширяет перечень мероприятий, включаемых в инвестиционную программу:
- мероприятия по предотвращению или ликвидации последствий аварийных ситуаций, предотвращению причинения вреда здоровью граждан и нанесения ущерба имуществу физических и юридических лиц, ущерба окружающей среде;
- мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к системе теплоснабжения, к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения за счет платы за подключение (технологическое присоединение), а также по увеличению мощности источника тепловой энергии или тепловой сети;
- мероприятия по строительству новых, реконструкции, техническому перевооружению и модернизации существующих объектов, если такие мероприятия содержатся в концессионном соглашении и (или) регуляторном соглашении, заключенном теплоснабжающей, теплосетевой организацией на срок, больший, чем срок действия схемы теплоснабжения;
- мероприятия по реконструкции, техническому перевооружению и модернизации объектов по результатам технического обследования, выполненного после утверждения схем.
Это позволит повысить технологическую эффективность систем ресурсоснабжения, в том числе за счет цифровизации и автоматизации процессов, которые связаны с функционированием объектов коммунальной инфраструктуры и ответственность за обеспечение которых несет ресурсоснабжающая организация.
Одновременно в целях повышения эффективности имеющихся источников инвестиционных ресурсов предлагается ввести целевое использование амортизационных отчислений, учитываемых при установлении тарифов, посредством определения перечня направлений, на которые они могут расходоваться.
Одним из исходных вопросов, для урегулирования которого разработан законопроект, является – введение единых требований и порядка осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
В документе также представлены и другие поправки.