Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской федерации за 2023 год опубликован Минэкономразвития России.
Основным показателем, отражающим энергетическую эффективность, является энергоемкость валового внутреннего продукта (далее – ВВП), рассчитываемая по суммарному вкладу секторов экономики за вычетом затрат на неэнергетические нужды.
Энергоемкость ВВП представляет собой ключевой показатель, отражающий количество энергии, необходимое для производства единицы продукции. Этот показатель выражается в тоннах условного топлива на 1 млн руб. произведенной продукции и служит индикатором того, насколько эффективно используются энергетические ресурсы в экономике страны.
Снижение энергоемкости ВВП напрямую связано с углеродоемкостью, которая отражает количество углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу на единицу произведенной энергии или продукции. Чем ниже углеродоемкость, тем меньше негативное воздействие на климат.
Повышение энергетической эффективности не только способствует экономии ресурсов, но и играет важную роль в борьбе с изменением климата, снижая выбросы парниковых газов и способствуя переходу к использованию более чистых источников энергии.
В 2023 году энергоемкость ВВП России составила 9,24 т.у.т. / млн руб. в ценах 2016 г., что на 3,2% ниже показателя 2022 г. В целом значение показателя находится на самом низком уровне, начиная с 2015 г. Совокупное снижение уровня энергоемкости (по сумме секторов без неэнергетических нужд) с 2015 г. составило 3,04%.
Снижению энергоемкости ВВП в 2023 г. способствовал рост ВВП на 4 398 млрд руб. (+4,8% к уровню предыдущего года) – более высокий темп роста показателя за исследуемый период наблюдался только в 2021 г., а также минимальный прирост суммарного потребления энергетических ресурсов (без неэнергетических нужд, далее – НЭН).
Суммарное потребление энергетических ресурсов по секторам за вычетом потребления на неэнергетические нужды составило 893 млн т.у.т., по сравнению с 2022 г. наблюдался рост на 0,5%. Структура потребления топливно-энергетических ресурсов с 2015 г. практически не меняется. Влияние мер, направленных на повышение энергоэффективности, на динамику энергоемкости оценивается при помощи факторного анализа. Фактор экономической активности показывает, что изменение объемов производства промышленной продукции, услуг, количества автомобилей, площади зданий или других индикаторов экономической активности при прочих равных условиях приводит к изменению потребления энергии.
Технологический фактор отражает изменение потребления энергии только за счет внедрения более энергоэффективного оборудования, технологических процессов или утепления зданий.
Структурные сдвиги на уровне 16 рассматриваемых секторов экономики показывают, что изменение доли сектора с более высокой энергоемкостью влечет за собой соответствующее изменение энергоемкости по экономике в целом.
Структурные сдвиги на уровне подсекторов (например, различия в динамике выпуска отдельных видов промышленной продукции) дают аналогичный структурный эффект в рамках каждого из 16 секторов, в состав которых входят 80 анализируемых видов экономической деятельности.
Климатический фактор отражен с использованием показателя ГСОП (градусо-сутки отопительного периода). Он влияет на потребность в тепловой энергии и топливе на цели отопления в разных секторах экономики.
Загрузка производственных мощностей также влияет на изменение удельного расхода энергии. При снижении загрузки производственных мощностей предприятия условно-постоянные расходы энергии на нужды освещения и отопления цехов сохраняются на прежнем уровне. При определении удельного потребления энергии они будут соотнесены с меньшим объемом выпуска продукции, а значит, удельное потребление энергии вырастет при сохранении технологических параметров энергоэффективности всего используемого оборудования на прежнем уровне.
Благоустройство и обеспеченность – этот фактор показывает, что рост потребления энергии за счет повышения благоустройства жилья (например, повышение обеспеченности централизованным теплоснабжением) или повышение обеспеченности населения бытовыми приборами не следует рассматривать как рост энергоемкости.
Наибольший вклад в рост величины потребленной первичной энергии, рассчитанной по 16 основным секторам (без неэнергетических нужд), в 2023 г. внес фактор «Экономическая активность».
Прирост потребления энергетических ресурсов по данному фактору оценивается в 41,5 млн т.у.т. (по сравнению с 2022 г.), и он обусловлен:
- наращиванием объемов при производстве компьютеров, электронных и оптических изделий на 32,8%, готовых металлических изделий – на 27,8%, прочих транспортных средств и оборудования – на 25,5%, пищевых продуктов – на 5,9% (по данным Росстата);
- увеличением оборота оптовой торговли на 10,9% и оборота розничной торговли – на 6,4% (в связи с ростом спроса на потребительские товары, машины и оборудование).
Фактор «Климат» демонстрирует снижение потребления энергетических ресурсов по сравнению с 2022 г. на 6,1 млн т.у.т. В среднем по России 2023 год отличался относительно более высокими температурами, что сократило отопительный период.
Снижению величины потребляемой энергии в большей степени способствовали структурные изменения в основных секторах экономики (–26,1 млн т.у.т.) и подсекторах (–16,1 млн т.у.т.). Фактор «Благоустройство» практически не повлиял на изменение величины потребляемой энергии – снижение на 44 тыс. т.у.т. составляет всего около 0,15%.
В 2023 г. за счет воздействия технологического фактора потребление энергетических ресурсов возросло на 12,08 млн т.у.т., энергоемкость ВВП за счет технологического фактора по отношению к 2022 г. увеличилась на 1,14 %. При этом, в совокупности за период 2015‑2023 гг. технологический фактор способствовал снижению энергоемкости ВВП РФ на 1,2%.
Отдельно стоит отметить, что по итогам на 2023 г. объемы использования ТЭР на неэнергетические нужды в России составляют порядка 14,2% от общей величины потребленной энергии, что нельзя отнести к статистически незначительной величине.
Данные объемы потребления обусловлены активным использованием нефти и газа в качестве сырья в химической, нефтехимической и других отраслях. Эти материалы служат основой для производства пластмасс, удобрений и других высокомаржинальных продуктов, что делает их долю в энергобалансе стратегически значимой. Доля ресурсов, использованных на неэнергетические нужды в Российской Федерации за период с 2015 г., выросла с 9,4% (89,3 млн т.у.т.) до ранее указанных 14,2% (148 млн т.у.т.), что составляет рост более чем в 1,4 раза за 9 лет. Соответственно, это может значительно исказить динамику энергоемкости ВВП при её расчете традиционным способом.
Энергоемкость ВВП, рассчитанная традиционным способом (по потреблению первичной энергии в целом), в 2023 г. составила 10,81 т.у.т. / млн руб., что на 3% ниже уровня 2022 г. и сопоставимо с уровнем 2020 г. (10,96 т.у.т. / млн руб.). Снижение энергоёмкости ВВП в 2023 г. до минимального уровня за исследуемый период связано с увеличением объемов использования энергоэффективных технологий и структурными изменениями в экономике.
Справочно:
Ежегодный государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности (далее – Государственный доклад) подготавливается Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. № 1412 «О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации».
Для подготовки Государственного доклада используются данные официального статистического учета, аналитическая, отчетная и иная информация в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, представленная в Минэкономразвития России федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и организациями, осуществляющими деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также иная информация, полученная Минэкономразвития России в ходе своей деятельности.
На основании результатов анализа и мониторинга, отражённых в докладе, определяются инициативы по совершенствованию государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Ключевые направления государственной политики, сформулированные в Государственном докладе, опираются на задачи, поставленные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также на особенности национальной экономики и системы государственного управления и учитывают международный опыт по достижению аналогичных целей.