По оценкам экспертов, сейчас в России среднегодовые темпы сокращения энергоемкости ВВП отстают от среднемировых в три раза. Поставленные цели по снижению энергоемкости ВВП не достигаются.
Об этом сообщил глава Республики Саха (Якутия), председатель комиссии Государственного Совета РФ по направлению "Энергетика" Айсен Николаев на заседании "О повышении энергетической эффективности экономики РФ".
Термин "энергоэффективность" часто воспринимают как нечто абстрактное, вроде призыва к экономии ресурсов: "уходя, гасите свет". Это не совсем верно, отмечается в материале "РГ".
Энергоэффективность – это не просто экономия ресурсов, а использование их минимального объема без снижения качества жизни или ущерба производству за счет использования новых технологий и материалов. К примеру, энергоэффективное жилье не то, которое жарче отапливается, а то, которое лучше сохраняет тепло.
Когда говорят об энергоемкости ВВП страны, то подразумевают количество энергии (условного топлива), необходимой для производства единицы товара или услуги. Чем ниже значение энергоемкости ВВП, тем современней технологии, тем экономика эффективней, поскольку энергия – это затраты на производство. Неудивительно, что задачи энергоэффективности напрямую связаны с климатическими целями нашей страны. Чем ниже потребление условного топлива, тем меньше выбросов CO₂.
Считается, что если энергоемкость ВВП снижается ежегодно на 3-4%, то экономика страны не отстает от мировой технологической революции, и благосостояние ее населения растет. В России с 2016 года энергоемкость ВВП снижалась в среднем на 0,53% в год до 2019 года, а с 2020-го стала, наоборот, расти.
В России в 2023 году была утверждена комплексная госпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности", в которой обозначена цель по снижению энергоемкости ВВП на 35% к 2035 году к уровню 2019-го. Но участники заседания неоднократно подчеркнули, что в программе не указаны необходимые мероприятия для достижения поставленных целей и источники их финансирования. Обозначены только стратегические приоритеты и задачи.
По словам Николаева, сейчас регионы проводят самостоятельную политику по повышению энергоэффективности и энергосбережению в пределах своих полномочий и возможностей финансирования. Но без федеральной поддержки эта работа не может проводиться в необходимых масштабах, считает Николаев.
Сейчас в России уже действуют некоторые инструменты, стимулирующие энергосбережение – энергосервисные контракты, переход на метод "альткотельной", применение требований по энергосбережению при госзакупках, но их недостаточно для достижения цели снизить энергоемкость ВВП к 2035 году. Прописаны положения по энергоэффективности и в недавно принятой Энергетической стратегии России на период до 2050 года, но опять же без особой конкретики, отметили многие участники заседания.
В качестве примера реальных дел Николаев, отвечая на вопрос корреспондента "РГ" о перспективах включения в программу мер по повышению энергоэффективности многоквартирных жилых домов (МКД), привел опыт Якутии, где сейчас строятся энергоэффективные дома с солнечными панелями на крыше.
«Стоимость в них квадратного метра выше, никакой государственной поддержки для застройщиков не предусмотрено, чтобы стимулировать такие работы. А по факту потом жители платят меньше за электроэнергию и тепло. Там, где идет речь о строительстве жилья за счет бюджетных средств, мы об энергоэффективности домов говорить не можем. В первую очередь смотрится стоимость квадратного метра. А на чем строители пытаются сэкономить? Как раз на энергоэффективных технологиях», – сказал Николаев.
По его мнению, необходим отдельный подраздел, в рамках уже существующей госпрограммы, по повышению эффективности жилищно-коммунального хозяйства.
Узнать больше
29.04.2025. В Госсовете призвали к господдержке регионов для повышения энергоэффективности
Конкретные инициативы внес на заседании зампред Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич. В том числе он предложил распространить механизм заключения долгосрочных соглашений между органами исполнительной власти и компаниями на инвестиционные проекты, связанные с энергоемкими видами деятельности и производством энергоемкого оборудования. Сделать обязательными энергетические обследования предприятий коммунального комплекса, а также организаций, у которых совокупное потребление топливно-энергетических ресурсов превышает 6 000 тонн условного топлива в год. Законодательно закрепить необходимость определения энергоэффективности нежилых зданий, что сейчас делать необязательно.
Особое мнение высказал ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко, который считает, что для роста энергоэффективности в нашей стране не созданы экономические стимулы. Среди главных болевых точек он выделил: износ энергетической инфраструктуры на 50 процентов и более, отсутствие стимулов для развития малой энергетики (особенно в удаленных районах), неучастие государства в формировании рынка для внедрения современных технологий и отсутствие рыночной мотивации для энергосбережения.
Уже по итогам заседания Николаев сказал журналистам, что важнейшему направлению в развитии страны – энергоэффективности и энергосбережению, в силу объективных и субъективных причин не уделяется достаточно внимания. По его словам, все выступавшие в один голос говорили о том, что в вопросах энергоэффективности у нашей страны огромный ресурс, который позволил бы за достаточно короткое время и сэкономить, и заработать огромные средства. Их потом можно будет пустить на развитие нашей экономики и улучшить качество жизни граждан. Поэтому мы ждем новую программу, которую сейчас готовит Минэкономразвития. Конечно, наша комиссия будет обсуждать проект программы и делать свои замечания, резюмировал Николаев.
В ноябре 2024 года по итогам стратегической сессии Правительства по вопросу повышения энергетической и ресурсной эффективности экономики было принято решение о разработке комплексной межотраслевой модели управления в этой области с учетом реализуемых национальных и федеральных проектов, государственных программ, а также документов стратегического планирования. Для подготовки федеральные ведомства должны подготовить предложения по:
- перечню видов ресурсов, необходимых для оценки ресурсной эффективности экономики;
- целевым показателям (индикаторам) повышения энергетической и ресурсной эффективности в разрезе ресурсов и отраслей экономики;
- конкретным механизмам, инструментам и мероприятиям, которые позволят достичь предложенных целевых показателей (индикаторы);
- способам целевого субсидирования;
- подготовки специалистов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, созданию федеральных образовательных стандартов и образовательных программ в области качества и бережливого производства.
Кроме того, повысить энергоэффективность в ТЭК должны мероприятия национального проекта технологического лидерства "Новые атомные и энергетические технологии", которые предусматривают создание современных российских технологий и оборудования в сфере энергетики.