Челябинская область занимает 10 место в рейтинге Министерства энергетики РФ и является одним из лидеров в сфере энергосбережения среди субъектов Российской Федерации.
Павел Самсонов, заместитель начальника управления инженерной инфраструктуры Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области.
В общем энергобалансе региона доля потребления промышленности и энергетики составляет 72%, ЖКХ – 13%, транспорта – 7%. Оставшиеся 8% приходятся на бюджетные организации, сельское хозяйство и прочих потребителей.
По консервативным оценкам, технический потенциал экономии энергетических ресурсов в регионе составляет более 16 млн. тонн условного топлива.
Причем если в промышленности есть мотивация к энергосбережению, то в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве энергосберегающие технологии внедряются очень медленно.
При этом все основные требования 261-ФЗ для этих секторов в регионе выполнены:
- установлены приборы учета и проведены энергетические обследования, составлены энергопаспорта и энергодекларации во всех государственных и муниципальных бюджетных учреждениях
- в жилом фонде средний уровень оснащенности общедомовыми приборами учета превышает 90,2%.
Госпрограмма
Одним из инструментов решения проблемных вопросов является государственная программа региона по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на 2014-2020 годы.
Так, в 2016 году в областном бюджете было предусмотрено более 40 млн. рублей на мероприятия в органах исполнительной власти Челябинской области (28,21 млн рублей) и на объектах муниципальных образований (13,47 млн рублей).
Были установлены 20 АИТП в зданиях учреждений, подведомственных министерствам здравоохранения, образования и науки, социальной защиты и других государственных учреждениях. Реализован проект перевода пожарной части с централизованного отопления на природный газ. В 12 зданиях, занимаемых органами исполнительной власти Челябинской области, организована диспетчеризация тепловых пунктов, произведена замена ламп освещения на светодиодные в залах заседаний. В четырех учреждениях культуры модернизированы тепловые узлы, установлены системы автоматизированного регулирования, в ряде случаев – термостаты на отопительных приборах.
В Саткинском городском поселении внедрена автоматизированная система диспетчерского управления наружным освещением.
Реализованные мероприятия обеспечивают расчетную величину экономии 0,6 тыс. т у.т. в год на сумму 9,2 млн рублей.
Минэнерго России ставит регионам задачи по переходу на энергоэффективные светодиодные источники света как во внутреннем освещении (с приоритетом для школ и иных организаций, где качество освещения играет повышенную роль), так и в уличном и дорожном освещении, а также по оборудованию многоквартирных домов и зданий, подключенных к сетям централизованного теплоснабжения, индивидуальными тепловыми пунктами с автоматическим погодным регулированием (АИТП).
В 2017 году планируется в рамках программы профинансировать мероприятия на сумму 50 млн рублей – кроме замены устаревших тепловых пунктов бюджетных учреждений на современные АИТП с погодным регулированием, в Магнитогорском городском округе будет внедрена автоматизированная система диспетчерского контроля и управления наружным освещением.
Приоритетным направлением является привлечение в модернизационные проекты частных инвестиций.
Энергосервис
Большое внимание уделяется заключению энергосервисных контрактов. За период 2012 – 2016 гг. было заключено 69 энергосервисных контрактов на общую сумму 524,44 млн рублей. Большую часть составляют контракты по модернизации уличного освещения, позволяющие осуществить замену светильников на современные плазменные и светодиодные.
Источником финансирования в рамках контрактов являются исключительно средства частных инвесторов, бюджетные средства на эти цели не направляются. Правительство региона стимулирует интерес муниципалитетов к подобному механизму. Так, если территория гарантирует заключение энергосервисного контракта, то со стороны областного бюджета в рамках госпрограммы энергосбережения будет оказана помощь на реализацию мероприятий по модернизации и диспетчеризации на том же самом муниципальном объекте.
Например, в 2016 году Саткинскому району было выделено 14 млн рублей на диспетчеризацию освещения, в свою очередь, район разместил на торги энергосервисный контракт на общую сумму 66 млн рублей.
В текущем году по такой же схеме будет реализован проект в Магнитогорске. Госпрограмма предусматривает 17 млн рублей на диспетчеризацию, а город берет обязательство по энергосервису поменять 3800 светоточек на светодиодные светильники.
В области реализован пилотный проект по строительству энергоэффективного дома в городе Копейске по адресу ул. Победы, 30А. Дом эксплуатируется два года, экономия составила 20% по сравнению с аналогичным стандартным домом. Считаем, это минимальная экономия, которая может быть получена с применением энергосберегающих мероприятий в МКД.
Имеется в регионе успешный опыт реализации проектов по установке АИТП в многоквартирных домах на условиях энергосервисных контрактов.
Так, в период с октября 2015 по август 2016 года ООО «Теплостандарт» были установлены АИТП в 27 многоквартирных домах города Кыштыма, сумма вложенных средств составила 16,2 млн рублей. Экономия за отопительный период 2015-2016 года составила 9,4 млн рублей.
ООО «Теплостандарт» с проектом «Эффективная модель привлечения внебюджетных средств в коммунальное хозяйство» заняло 2 место во Всероссийском конкурсе реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности ENES-2016 в номинации «Управляющие компании в сфере ЖКХ, ТСЖ, региональные операторы капитального ремонта».
В текущем 2017 году компания планирует заключить еще 15 энергосервисных контрактов по установке АИТП в многоквартирных домах Кыштымского, Озерского и Челябинского городских округов. Ранее в г.Троицк были реализованы подобные мероприятия на 96 домах.
Модернизация систем теплоснабжения
Одним из положительных примеров привлечения частных инвестиций в коммунальную сферу Челябинской области можно назвать модернизацию систем теплоснабжения с заменой и реконструкцией неэффективных котельных.
При этом за счет бюджетных средств оказывается поддержка в части строительства подводящих инженерных сетей к новым котельным, проводится модернизация и капремонт существующих инженерных сетей в населенных пунктах. Сами котельные строятся за счет средств инвесторов. Всего за 6 лет к 2016 год:
- проведена работа с более чем 130 потенциальными инвесторами;
- реконструировано и заменено 164 неэффективные котельные;
- сокращены ежегодные убытки на сумму около 360 млн рублей;
- привлечено средств инвесторов на сумму более 2,1 млрд рублей;
- из областного бюджета выделено около 1,4 млрд рублей на строительство подводящих и модернизацию существующих инженерных сетей для обеспечения безубыточной работы новых котельных.
Реализован инвестиционный проект по замене неэффективных котельных объектами когенерации в четырех муниципальных образованиях (г. Касли, г. Карабаш, п. Октябрьский Копейского городского округа, с. Миасское Красноармейского района). Привлечены инвестиционные средства в размере более 2,4 млрд рублей.
В настоящее время ведется работа по привлечению порядка 1,5 млрд рублей инвестиций для замены оставшихся 56 (из 817) неэффективных котельных.
Для рассмотрения потенциальными инвесторами перечень объектов ежегодно актуализируется и размещается на сайте Минстроя Челябинской области.
Строительство и реконструкция объектов теплоснабжения осуществляются с использованием новейших энергосберегающих технологий. При этом в населенных пунктах, имеющих дефицит электрической энергии приоритетно используется совместная выработка электрической и тепловой энергии в когенерационном режиме, что будет способствовать снижению удельных затрат на производство энергии и создавать предпосылки для замедления темпов роста тарифов для потребителей.
Методическая помощь в секторе МКД
Организовано методическое содействие управляющим организациям в части повышения энергоэффективности МКД. Во исполнение пункта 7 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ, УК не реже одного раза в год должны разрабатывать и доводить до сведения жителей предложения о мероприятиях по энергосбережению с указанием планируемых расходов, объема ожидаемой экономии и сроков окупаемости.
Приказом Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области от 21.04.2017 г. № 59 «Об утверждении перечня мероприятий в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и перечня мероприятий при капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома, проведение которых способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов» утверждены два перечня мероприятий, проведение которых способствует энергосбережению:
- Перечень мероприятий в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
- Перечень мероприятий при капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома.
Данная информация доведена до УК и ТСЖ через Глав муниципальных образований области.
"Мы в Челябинской области рассматриваем реализацию инвестиционных и энергосберегающих проектов как залог дальнейшего экономического роста Челябинской области, повышения уровня и качества жизни людей", — Павел Самсонов, заместитель начальника управления инженерной инфраструктуры Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области.